+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Программа занятий в период адаптации детей младших групп ДОУ

Автор: Галлямова Луиза Рахимовна

Краткое описание работы
В основу разработки и построения программы занятий по адаптации к ДОУ легли психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Программа занятий по адаптации состоит из 10 занятий, которые начинаются сразу после прихода детей в ДОУ.

Программа занятий в период адаптации детей младших групп ДОУ.

 

В основу разработки и построения программы занятий по адаптации к ДОУ легли психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста. В этом возрасте детям свойственно быстрое заражение как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражание их действиям. 

Программа занятий по адаптации состоит из 10 занятий, которые начинаются сразу после прихода детей в ДОУ. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Для уменьшения воздействия стрессовых факторов первые занятия проводятся с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.

Цель программы – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного  учреждения.

Основные задачи программы:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации.

Вместе с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Структура и содержание занятий.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений) часто варьируются для того, чтобы избежать переутомления детей. Занятия длятся 10 минут, проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Базовыми средствами работы являются разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, в этих играх стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер.

 

План занятий.

1 занятие. «Знакомство»

Дети сидят полукругом на стульях. Психолог подходит к каждому ребенку и от имени зайчика говорит«Привет, меня зовут Зайчик, а тебя как?»

Психолог. Мы поздоровались с зайчиком, а теперь наши пальчики хотят поздороваться друг с другом.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Пальчик, пальчик, где ты был? (Круговые движения большим пальцем.)

С этим братом в лес ходил (большой палец касается кончика указательного пальца,

С этим братом борщ варил (большой палец касается среднего - образуется кольцо,

С этим братом кашу ел (большой с безымянным,

С этим братом песню пел (большой с мизинцем).

2 занятие. «Кукла в гости к нам пришла»

Задачи: снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие эмоциональной отзывчивости к окружающему миру; развитие внимания и мышления.

Материал: кукла, чудесный мешочек с предметами по количеству детей

Ход

1. Приветствие

2. Основная часть

Сюрпризный момент

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Я к вам сегодня пришла не одна. (Показать куклу). Знакомство с куклой

Это кукла наша. Ее зовут Наташа. А как вас зовут, ребята? (знакомятся)

Куклу любят все ребятки

С ней играть мы можем в прятки.

Можно дать покушать кашки,

Молоком поить из чашки.

Вот я ванну принесла

Кукла, мойся-ка сама.

- Как вы думаете, умеет кукла сама мыться? Давайте научим ее умываться.

Упражнение «Научим куклу умываться»

Водичка, водичка,

Умой мое личико, (Тане, Маше и др.)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

(При проговаривании потешки дети выполняют соответствующие движения.)

Игра «Что в мешочке»

- Кукла принесла для нас волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем лежит?

Дети достают по одному предмету и называют его. Рассматривают. Играют.

Игра «Карусели»

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

3. Прощание

3 занятие. Зайка.

Материалы: мягкие игрушки заяц и лиса, аудиозапись веселой плясовой, набор пластиковых овощей.

Приветствие.

Дети имитируют лепку снежков, снеговиков повторяют за психологом стихотворение.

Психолог показывает детям зайчика, рассказывает потешку. То же самое с игрушкой лисичкой. Звучит музыка, дети прыгают, веселятся, музыка заканчивается, пришла лиса, - дети прячутся.

Психолог достает из мешочка овощи, дети показывают, какие овощи ест зайчик.

4 занятие. Мячики.

Материалы: большой мяч, матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мячик и пластмассовый кубик.

Приветствие.

Дети определяют форму, величину, цвет мяча. Стихотворение Маршака «Мой веселый звонкий мяч».

Игра в прятки, дети прячутся, найденный ребенок говорит, где он прятался.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч и кубик в матерчатый мешочек, наощупь дети отыскивают мячик, говорят, как отличили его от кубика.

5 занятие. Веселый петрушка.

Материалы: игрушка «Петрушка», игрушечный паровозик с привязанной к нему лентой, прищепка бельевая синего цвета, желтого цвета, обруч с желтыми и синими лентами, кукла или мягкая игрушка для каждого ребенка.

Приветствие.

Дети здороваются с Петрушкой (гладят его), который приехал на паровозике, затем берутся рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.

Петрушка раздает детям прищепку, девочкам – желтые, мальчикам – синие. Они прикрепляют их на одежду и говорят, у кого какого цвета лента.

Петрушка показывает карусель с лентами, предлагает детям подойти к совпадающей по цвету их прищепки ленте, взять ее в руки, встают в круг, рассказывают потешку.

«Гудок паровоза». Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, поют Петрушке песенку.

6 занятие. Мыльные пузыри.

Материалы: набор для выдувания мыльных пузырей, аудиозапись плавной музыки, мячи.

Приветствие.

Загадка про пузырь.

Динамическая игра, все берутся за руки, сужают и расширяют круг, пузырь раздувается и сдувается

Звучит музыка, дети имитируют полет пузырей.

Дети берут в руки мяч, выполняют упражнения под музыку, не выпуская их рук.

 

7 занятие. Музыканты.

Материалы: ширма, игрушки заяц, медведь, слон, кот, кукла, игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.

Приветствие.

Появляется зайчик с барабаном, дети по очереди знакомятся с инструментом.

Приходит мишка с гармошкой, затем водит с детьми хоровод.

Дети знакомятся с пианино, имитируют пальчиками игру, изображают игру на трубе.

8 занятие. Мамин день.

Материалы: кукла и игрушечный медвежонок для каждого, платки, косынки, шарфики, ширма, колокольчик.

Приветствие.

Мамы поют потешку и показывают, как умывают своих ребятишек, гладят, целуют, заботятся.

Дети встают в круг, маршируют, им раздаются медвежата.

Детям раздаются заколки, браслеты, ленты, дети наряжают своих мам.

Дети прячутся за ширму, мамы должны узнать по голосу своих деток.

Каждый ребенок выбирает себе куклу и поет ей песенку, укачивая ее.

9 занятие. Колобок.

Материалы: куклы-персонажи сказки, мешочек тканевый, фрукт и овощ, пластилиновый шарик на каждого, набор мисочек, деревянные грибок, шарик, кубик, дорожки спортивные, гимнастические бревна, скамейка, обруч.

Приветствие.

Инсценирование сказки «Колобок».

В мешочке лежат деревянные игрушки, дети, ощупывая, достают для мишки грибочек.

Песенка о пальчиках, ладошках, ручках.

Хоровод вокруг колобка.

10 занятие. Котята.

Материалы: аудиозапись с голосами животных и птиц, разноцветные бабочки размером с детскую ладошку, разноцветные игрушки и предметные картинки.

Приветствие.

Детям включают запись с мяуканьем, они угадывают, чей это голосок.

Динамическая игра, дети имитируют движения котят.

Детям раздаются бабочки, они держат их и поют песенку.

Динамическая игра «Котята переплывают ручей».

Данная программа позволяет повысить адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, позволяет детям преодолеть стресс поступления в дошкольное учреждение, успешно адаптироваться в нем.  Занятия программы помогают развивать внимание, восприятие, воображение, речи. Посредством упражнений дети учатся развивать чувство ритма, общей и мелкой моторики, координацию движений.