+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Татарский фольклор в дошкольном возрасте

Автор: Исяньюлова Рима Комиловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 275 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

Презентация

на тему: Татарский фольклор в дошкольном возрасте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: воспитатель Исяньюлова Р.К.                   

 

 

 

 

Уфа

2022г.

        

 

 

 

              Фольклор – это народное устное творчество, не имеющее автора и отражающее традиции жизни общества.

               Свое начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда человечество еще не имело письменности. В разных формах фольклора люди формировали свои чувства и эмоции, а после устно передавали свои знания другим.

               В татарском детском фольклоре,  в лучших произведениях  татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников.

                Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей Республике, к своему народу, и его культуре.

 

 

               На современном этапе главная задача воспитания  дошкольников средствами фольклора – обратить внимание на народную музыку, искусство, досуг наших предков, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются особенности, умения и навыки.

              В воспитании дошкольников хорошо используется татарский детский фольклор. При отборе фольклорных произведений надо опираться на следующие принципы:

1.     Доступность содержания детям дошкольного возраста;

2.     Познавательная и нравственная значимость;

3.     Возможность формирования на их основе умения «чувствовать окружающий мир».

Организуя знакомство с татарским фольклором, реализуются следующие задачи:

1. Уделять особое внимание формированию связанной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность посредствам малых фольклорных форм;

2. Формировать предметно-игровую среду для активизации познавательно-творческой деятельности.

Фольклор играет важную роль в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, а также воздействует на познавательную активность, формирует духовно-нравственную основу.

Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях

- Ознакомление детей с татарским декоративно – прикладным искусством

- Украшение сапог игигов, национальных костюмов

- Художественно – творческое оформление татарских сказок.

к        Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника, через народные игры ребенок развивается не только творчески, но и физически.

Татарские игры

Займи место (Буш урын)

              Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

«Как сорока стрекачу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу –

Беги!»

             Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг  останавливается,  а тот, кого ударили, устремляется со своего  места по кругу  навстречу  водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры: круг должен остановиться сразу при слове беги. Бежать  разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в круг.

Кто дальше бросит? (Ыргыту уены)?

            Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстояние не менее 8 – 10 м. от каждой команды.

            По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга – победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.

Правила игры: бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

 

 

              С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, которые забавляют и радуют его.

Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Большинство потешек и прибауток создавалось в процессе труда и быта в природе, поэтому в их содержании отражены такие природные  явления, которые ребенок мог видеть, слышать, трогать.

                Сказка, как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народов в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и с животным миром.

               Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устоя: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Примером тому служат такие сказки, как «Бедняк и два бая», «Гульчечек» и др.

                Татарские сказки, как и сказки других народов в основном подразделяются на три группы:

- сказки о животных;

- бытовые;

- волшебные.

              Для детей младшего и среднего возраста доступны и понятны в основном сказки о животных и бытовые, для старшего дошкольного возраста интересны сказки волшебные.

               Перед чтением или рассказываем нужно пояснять детям незнакомые слова, которые могут встретиться. Кроме словесного объяснения значение этих слов на русском языке полезно показывать детям иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а также отдельные предметы быта.

                При чтении сказок уместно и нужно знакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко иллюстрирующими на конкретных примерах взаимоотношениях персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующихся звуков, красоту и богатство родного языка.

На основе фольклора формируется кругозор ребенка, развивается его умственное, эстетическое, нравственное воспитание. Умело, подобранные пословицы и поговорки учат морали нашего общества, предает веками накопленные знание.

                 Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяют словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношение.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толерантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие ребенка в дальнейшем.

«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в народное творчество, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите просторы, краткости, здоровой силы, которая создает образ двумя – тремя словами.»