+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Теоретические основы формирования компонентов устной речи детей в разных формах и видах детской деятельности

Автор: Новикова Татьяна Анатольевна

Формирование словаря у детей дошкольного возраста.

 

Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка – это  переход ребенка к активной речи.  Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевым элементами, а так же источники русского народного творчества.

 Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

На третьем году жизни дети начинают правильно пользоваться грамматическими формами, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться силой голоса, начинают следить за темпом своей речи.

 Развитие словаря происходит за счет обогащения (количественного накопления слов, неизвестных детям), уточнения значений слов (наполнение содержанием слов, известных детям) и активизации словаря (перевода лексики из пассивного в активный словарь детей).

Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимают литературные произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 

    Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.              

     Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

Народное  творчество (фольклор)

          Фольклор – устное народное творчество, включающее:

сказки,

пословицы и поговорки,

колыбельные песни,

загадки,

потешки и др.

 Слово “фольклор” переводе с английского означает народная мудрость.

 Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.

 Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

 Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).

 

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

обогащая словарь,

развивая артикуляционный аппарат,

фонематический слух,

давая образцы для составления описательных рассказов и др.

  Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»).

Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству музыкальных руководителей некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.

 Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.

Детский фольклор дает возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

 

 Колыбельные песенки, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

 

Баю-баю, баюшок, В огороде петушок.

Петя громко поет, Ване спать не дает,

А ты, Ванечка, усни, Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать – не гулять, Только глазки закрывать.

 

Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

 

Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. В колыбельных присутствует изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.

Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня.

Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

        

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему так же способствуют колыбельные песни.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.

 Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чем - это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.

Напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.      

 Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

 Таким образом видно, что несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

 

  Что же еще относится к детскому фольклору?

Потешки, прибаутки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т.п.).

Заклички – обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

 Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.

Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

 

Заклички и считалки так же украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке  (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

 

Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего.

Создавая этот жанр, поэт как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Таким образом считалка помогает работать над звукопроизношением.

Особенности этих фольклорных произведений-миниатюр – глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка.

Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.

      

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.

Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок.

  Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

 

Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д.

 

Народные сказки делятся на следующие группы:

о животных,

волшебные,

бытовые,

авантюрно-новеллистические,

докучные.

Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

 

«Загадка – ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора».

М.А.Рыбникова

       

Загадка – жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.

Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить.

Метафоры и сравнения в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.     

    Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.

  В отличие от пословиц и поговорок загадки направлены на нахождения тождества или сходства различных предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

 

В работе по развитию речи у детей можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:

скороговорки,

чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи;

считалки (элемент игры);

зазывалки (тип песенок)

 

 

Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы:

наглядный, словесный, практический.

 

Наглядный метод используется во время:

чтения воспитателем произведений устного народного творчества;

наблюдений;

показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

целевых прогулок, экскурсий;

моделирования сказок.

 

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

рассказа воспитателя;

чтения произведений воспитателем;

заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

бесед с элементами диалога;

обобщающих рассказов воспитателя;

ответы на вопросы воспитателя, детей;

проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

сообщение дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников;

чтение родителями сказок, былин и др.

 

Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:

изготовить с детьми наглядные пособия;

организовать вечера с родителями;

провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки) ;

приготовить с детьми различные блюда народной кухни;

изготовить поделки на выставки;

организовать постановку сказок;

провести экскурсии различной направленности;

нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

 

 

 В методике используются разнообразные формы с детьми, назовем важнейшие:

 

непосредственно образовательная деятельность (занятия), чтение произведений, беседы, игры;

творческая художественная деятельность детей;

проведение совместных праздников;

прослушивание аудиозаписей;

просмотр мультфильмов;

экскурсии;

тематические вечера;

организация выставок;

постановка сказок духовно- нравственного содержания;

творческие вечера.

 

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

Таким образом, с помощью малых форм фольклора, можно решать многие задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

 

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что   позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.                                                          

  Потешки, считалки, заклички - являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.                                                      

Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Русские народные, хороводные игры – это не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

  В процессе ознакомления детей с подвижными   и  пальчиковыми играми   не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

 

ФОРМЫ:

занятия, досуги,  свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

 

          Театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.

        

          Игры – импровизации воспитывают положительные черты  характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.