Методическая разработка "Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста
Автор: Николаева Лариса Валентиновна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара
Методическая разработка
«Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста»
Выполнили:
Булатова З.Д.
Николаева Л.В.
Самара, 2022
Актуальность
«Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом», — писал К.Д. Ушинский.
Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети говорят с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.
Особенности детей 3—4 лет: любознательность, общительность, стремление завоевать свое «место под солнцем». Однако психологи отмечают кризис 3 лет — ребенок становится капризным, упрямым, непослушным. Данные проблемы тоже можно решить с помощью игры.
Цель: развитие разных форм восприятия окружающего мира, расширение и накопление сенсорного опыта.
Задачи:
- формирование навыка сравнения и группирования предметов;
- закрепление представлений о палитре, о цветовых свойствах объектов;
- развитие цветового, пространственного, временного восприятия;
- закрепление представлений о геометрических формах;
- улучшение зрительной и моторной координации;
- совершенствование мелкой моторики и тактильного восприятия;
- развитие логического и творческого мышления;
- привитие стремления достигать поставленной цели, получать положительные результаты;
- воспитание усидчивости, настойчивости, внимательности, целеустремленности, отзывчивости, коммуникабельности, умения работать самостоятельно и в коллективе.
Представляем разработки игр для детей младшей группы по сенсорному развитию.
Развивающая грядка «Овощи»
Цель: развивать зрительное восприятие, тактильные функции, мелкую моторику, логическое и пространственное мышление, соотносить по цвету и величине.
Материал: грядка с овощами, муляжи овощей.
Ход игры: ребёнок перечисляет предметы, расположенные на столе. Разложить овощи на столе. Предложить отложить отдельно капусту, перцы, помидоры и огурцы. Чем они отличаются? Цветом и размером. Рассмотреть последовательность созревания овощей. Предложить посадить овощи на грядках. Закрепить понятия один, много.
«Умная ёлочка»
Цель: учить работать по образцу, развивать мелкую моторику рук.
Материал: карточки с образцами, ёлочка, кружочки разных цветов.
Ход игры: выкладывание кружков в ёлочку по образцу;
обвести ёлочку и кружки на бумаге и раскрасить.
Развивающая игра «Учим фигуры»
Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать ассоциативное мышление.
Материал: карточки с геометрическими фигурами, предметные карточки.
Ход игры: большие карточки раскладываются перед ребёнком. Предлагается сопоставить отрезные мини-карточки с тем, что изображено на больших, по общему принципу
Досочки Сегена
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций; знакомство с понятиями цвета и формы; развитие фантазии.
Материал: 18 досок с выемками, 18 вкладышей (геометрических фигур) в деревянной коробке.
Ход игры:
1) рассмотреть и назвать геометрические фигуры;
2) вкладывать фигуры в подходящие рамки, сопоставляя их по цвету;
3) использование рамок в качестве трафаретов (обводить фигуры и раскрашивать);
4) поиграть в «Чудесный мешочек». Сложить фигуры в непрозрачный мешочек. Опустить руку в мешочек, взять какую-нибудь фигуру, и. не вытаскивая руки, попробовать угадать её название;
5) игра «Мозаика». Выкладывание из фигур силуэтов животных, транспорта, различных предметов.
«Волшебный комодик»
Цель: учить геометрические фигуры; составлять узоры по образцу.
Материал: 4 выдвижных ящика с двухсторонней гравировкой геометрических фигур; 1 выдвижной ящик с 10-ю разноцветными плашками внутри; 48 геометрических фигур (8 видов по 6 штук каждого).
Ход игры:
1) Познакомьте ребенка с названием геометрических фигур. Обсудите цвета.
2) Сортируйте фигурки по ящичкам комода. Бросайте фигурки в отверстия вверху комода. Затем откройте ящички и убедитесь, что все сделано верно. После того как ребенок усвоит 4 основные фигуры, переверните ящички другой стороной – там окажутся еще 4 фигуры для сортировки.
3) В нижнем ящике комода волшебные дорожки - разноцветные плашки. Показать, как выкладывать по ним геометрические фигуры.
4) Игра «Чудесный мешочек». Поместить фигурки в непрозрачный мешочек. Опустить в мешок руку, взять какую-нибудь фигурку, и попробовать угадать на ощупь, какую фигуру вы достали.
5) Игра «Что изменилось?». Выложить в ряд 5-6 фигур. Закрыть глаза и поменять местами несколько фигур или убрать некоторые из них. Попросить ребёнка сказать, что изменилось.
6) Выкладывание из геометрических фигур различные узоры и орнаменты, силуэты животных, машин, одежды и т. д.
Шнуровка
Цель: развитие мелкой моторики рук, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Материал: шнурочки разных цветов, деревянные предметы с дырочками.
Ход игры: дети протягивают шнурочки в отверстия.
Ловкость рук я развиваю
Со шнуровкою играю.
Тренирую логику
И мелкую моторику
Сенсорные игры - это прекрасный способ изучения окружающего мира, свойств предметов и неиссякаемый источник положительных эмоций!