Проблема развития пространственной ориентировки у дошкольников
Автор: Богучарова Наталья Ивановна
I. Недостатки в развитии пространственных представлений у дошкольников
Как показывают проведенные обследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка, как следствие, влияет на уровень его развития. Подобные недостатки в развитии в дальнейшем могут проявляться в нарушениях графической деятельности при чтении, письме. А так же наблюдается в овладении математическими операциями.
Пространственные категории относятся к важнейшим понятийным категориям. Они, в свою очередь,отражаются в речи ребенка и осваиваются им в старшем дошкольном возрасте. Его локальность выступает как универсальный организующий центр речи. В любом высказывании фиксируется пространственная сущность мира. А помогают в этом, безусловно, употребление пространственных предлогов, наречий, прилагательных, существительных и т.д.
Практика показывает, что для многих воспитанников часто встречаются затруднения ориентировочно-поисковой деятельности. Во-первых,наблюдается слабое развитие пространственных представлений,а также недостаточно развиты возможности практической микро- и макро ориентировок. Во-вторых,наблюдаются ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов и словесных обозначений пространственных отношений. В-третьих,отмечается снижение умственной активности детей. Как следствие, дети редко задают познавательные вопросы и не проявляют стремления к получению новых знаний, самостоятельности. Поэтому проблема развития пространственной ориентировки стала первостепенной и актуальной.
II. Мониторинг
Началом работы по данной теме является проведение мониторинга. В итоге, выявляется исходный уровень сформированности у дошкольников навыков ориентирования в пространстве. Были использованы различные методики обследования. Данные мониторинга констатируют, в свою очередь,что традиционное обучение недостаточно.Оно не обеспечивает достаточного уровня сформированности у детей навыков ориентирования в пространстве. Следовательно, нужны такие технологии, которые активизируют данный процесс.
Таким образом, выявлено ряд противоречий:
- между необходимостью формирования у детей навыков ориентирования в пространстве и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду;
- между необходимостью формирования у дошкольников определённой системы навыков по ориентированию в пространстве и недостаточной образовательной базой родителей по данному направлению.
III. Занимательный материал как неотъемлемая часть формирования пространственных представлений у дошкольников.
Решить данное противоречие можно через внедрение в работу занимательного материала. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с детьми так важно применение занимательного материала. Дидактические игры и упражнения маскируют ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и ,соответственно, далёкой от жизни детей. Дидактические игры и упражнения с математическим содержанием позволяют расширять знания детей. А также повышается уровень сформированности у них навыков ориентирования в пространстве.
Увлекательный характер игр позволяет повышать интерес, более того, развивают пространственный синтез и позволяют овладевать поэтапной схемой при анализе образца. Формируются пространственные представления о форме и величине предметов, об их пространственных отношениях, практические двигательно-пространственные возможности детей. Освоение пространственных представлений через занимательный материал, игры, без всяких сомнений, оказывают влияние на грамматический строй речи детей. Многие математические понятия закрепляют в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях.
Как следствие, занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте несомненно способствует формированию пространственных представлений.
Таким образом, развитие полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе.