+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

О проблемах готовности педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях инклюзивного образования

Автор: Щетинкина Вероника Сергеевна

Краткое описание работы
В современных условиях реорганизации всей воспитательной работы необходима качественно новая система подготовки учителей. Обществу нужен - активный, ищущий, творческий, готовый работать в современных условиях. В статье представлены основные педагогические условия формирования практической подготовки будущего как субъекта учебной деятельности. рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компоненты готовности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию инклюзивного образования.

  

 

О ПРОБЛЕМАХ ГОТОВНОСТИ  ПЕДАГОГОВ  К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ABOUT THE PROBLEMS OF READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL WORK IN THE NEW SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

 

Аннотация: В современных условиях реорганизации всей воспитательной работы  необходима качественно новая система подготовки учителей. Обществу нужен  - активный, ищущий, творческий, готовый работать в современных условиях. В статье представлены основные педагогические условия формирования практической подготовки будущего  как субъекта учебной деятельности. рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компоненты готовности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию инклюзивного образования.

Abstract: In modern conditions of reorganization of all educational work, a qualitatively new system of teacher training is needed. Society needs an active, searching, creative, ready to work in modern conditions. The article presents the main pedagogical conditions for the formation of practical training of the future as a subject of educational activity. inclusive education is considered as an innovation included in the system of modern education; the problem of teachers' readiness to work in inclusive education, the main approaches of scientists to the interpretation of readiness, as well as the components of teachers' readiness that ensure the effective implementation of inclusive education.

Ключевые слова: педагогические условия, практическая готовность будущего учителя, воспитательная деятельность, субъект, инклюзивное образование, готовность педагогов, психологическая готовность.

Keywords: pedagogical conditions, practical readiness of the future teacher, educational activity, subject, inclusive education, readiness of teachers, psychological readiness.

Цель статьи: заключается в том, что любой человек должен иметь возможность учиться вместе, в независимости от каких-либо барьеров или отличий в получении образования.

           В динамичном мире профессия учителя остается стабильной, хотя ее содержание, условия труда, качественный и количественный состав меняются. Педагог выступает как индивидуальный субъект педагогической деятельности и одновременно субъект общества, являясь носителем социальных знаний и ценностей.

Субъектно-субъектные отношения присущи современной образовательной системе. Реальность требует качественно новых моделей высшего профессионального педагогического образования, создающих условия для развития личностного и творческого потенциала будущего учителя и накопления первоначального практического опыта.

Общетеоретические основы изучения проблемы формирования личности учителя и его профессиональной подготовленности представлены в трудах Абдулина О.А. Н. И. Болдырев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Г. Лисовский, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и другие.

Подготовка будущих педагогов к различным направлениям воспитательной работы (Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, С. В. Кульневич, А. И. Мищенко, ПИ. Пидкасистый, Н.Е.Щуркова и др.). Некоторые исследователи занимались вопросами формирования профессиональных навыков у студентов педагогических вузов. Существенный исследования, рассматривающие формирование практической готовности  к воспитательной работе как результат целостного процесса (Е.З. Бабаев, Леванов Е.А.). Однако, несмотря на растущий интерес к вопросам профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, процесс формирования практическая готовность будущего учителя как объекта образовательной деятельности в системе профессионального образования не являлась предметом аппроксимации

обучение.

Настоящее время система образования претерпевает серьезные изменения. Одним из нововведений прочно входящих в систему образования является инклюзивное образование. Базовый принцип инклюзивного образования заключается в том, что любой человек должен иметь возможность учиться вместе, в независимости от каких-либо барьеров или отличий в получении образования. С точки зрения идеального канона, как считает С. В. Алехина — кандидат психологических наук, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, инклюзивное образование является процессом развития общего образования, подразумевающего доступность образования и воспитания а основании этого к педагогам предъявляются принципиально новые требования, расширенные трудовые функции в отношении ребенка с особыми образовательными потребностями, внутренние личностно-профессиональные изменения. Основным нормативно-правовым документом, в структуре которого прописаны компетенции педагога, является профессиональный стандарт. Наряду с традиционными требованиями к учебно-воспитательному процессу в образовательных организациях, педагог должен быть готов принимать, обучать и воспитывать всех детей, независимо от психолого-педагогических, физических особенностей, должен уметь определять особые образовательные особенности детей с ОВЗ, строить с учетом этих особенностей предметно-пространственную среду, образовательный процесс, уметь выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особенностями, сотрудничать с субъектами психолого-педагогического сопровождения, владеть технологиями и методиками по организации коррекционно-развивающего процесса и так далее [5, с. 3]
Организация процесса обучения практической готовности учителя к субъективным действиям в воспитании учащихся основывалась на диалогичности взаимоотношений между участниками образовательного процесса, субъектно-субъектном характере этих отношений; Ориентация на единство теории и практики; Свобода выбора в процессе педагогической практики; по принципу самооценки и самоконтроля в процессе формировании образовательной готовности.

По мере того как высококвалифицированный специалист становится все более важным, все большее место занимает процесс саморазвития личности. Человек в первую очередь полагается на от собственных внутренних сил, через которые на него действуют внешние факторы. Специфика саморазвития, самоорганизации субъекта заключается в том, что в в процессе становления, развития человека деятельность, возникающая в ответ на влияние окружающей среды, заменяется собственной активностью в поисках который имеет значение для его жизни и его работы, в том числе и профессиональной. Активность - обязательное условие, внешний признак появления и развитие самостоятельности и самостоятельности служит воплощением деятельности, результатом его воспитания.

Один из возможных вариантов реализации этого принципа - самостоятельная педагогическая деятельность, которая в процессе обучения может быть практическим (образовательным, производственным, летним, добровольным) и предоставлением шефства помощь младшим курсам в обмене опытом и наблюдениями. они делают это возможным чтобы студент действительно почувствовал предмет своего профессионального обучение в условиях личностно-ориентированного педагогического процесса.

Таким образом, «доступность учителя как одно из условий организации инклюзивного образовательного процесса представляет собой определенный уровень развития качеств личности, гарантирующих ее оптимальное функционирование».

 В научной литературе выделяют два типа готовности педагогов работать в сфере  образования:

- психологический;

- профессионально.

Психологическая готовность включает: эмоциональное принятие детей с особыми потребностями, готовность вовлечь их в образовательный процесс, удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

 К профессиональной готовности:

- мотивационно-ценностный компонент, который интерпретируется через ценностное отношение к инклюзивному образованию, принятие детей с особыми образовательными потребностями, направленность на открытое взаимодействие участников инклюзивного процесса, мотивы на разработку коррекционно-развивающей среды, стремление к самообразованию;

- владеть организацией различных способов взаимодействия между всеми субъектами инклюзивного образования;

-  умения выявлять эффективные и не эффективные способы организации взаимодействия, оценивать свою профессиональную деятельность и результаты инклюзивной образовательной среды [2, с.56].

Практическая готовность педагога к воспитательной деятельности в  образовательном учреждении трактуется нами как целостное личностное образование, соединяющее в себе ценностно-когнитивный, действенно-регулятивный, эмоциональный, технологический, оценочно-прогностический компоненты. Она реализуется на уровне стремления педагога к научному осмыслению действительности, способности к аксиологическому отношению к миру человеческих отношений, потребности к социально-значимому действию.

Теория и практика педагогического образования накопили многогранный опыт профессиональной подготовки учителя массовой школы. Однако современная школьная ситуация, меняющийся характер образовательной деятельности требуют пересмотра качества подготовки специалистов, в том числе с точки зрения подготовки к учебной деятельности.

В конечном итоге будущий педагог в студенческой скамейке является субъектом деятельности по реализации задач социализации подрастающего поколения. Особенностью процесса подготовки учителей к обучению подрастающего поколения является то, что учитель понимает себя и своих будущих учеников во всех сферах жизни человека.


 

 

Литература

 

 

1.                Алёхина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.

2.                Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Текст]: дис.  канд. пед. наук: 13.00.08 / О. С. Кузьмина. — Омск, 2015. — 319 с.

3.                Матвеева С. В., Букина И. А. К вопросу инклюзивного образования детей дошкольного возраста: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 2: Педагогика, психология, методика преподавания // отв. ред. Н. П. Павлова. — Череповец: ЧГУ. — 2015. — С. 152–154.

4.                Рябова Н. В., Карпунина О. И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. — 2016. — № 10 (205). — С. 119–124.

5.                Хафизуллина, И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. / И. Н. Хафизуллина - Астрахань, 2008. - 23 с.