+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Особенности развития субъектной позиции дошкольника в игровой деятельности

Автор: Ермасова Евгения Александровна

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Во время игры ребенок получает представления о себе, о сверстниках, об обществе в целом. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.

Субъектную позицию дошкольник может проявлять в разных видах игр, но особенно это касается творческих игр (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные и театрализованные: режиссерские игры и игры-драматизации). Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой.

Сюжетно-ролевые игра - это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет, содержание, роли.

Театрализованная игра- это один из видов сюжетно-ролевой игры.

Они разделяются на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры - драматизации.

      В режиссёрской  игре  ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает  театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором  являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

      Игры - драматизации  создаются по готовому сюжету из литературного произведения  или театрального представления. План игры  и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем  наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы  героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей),  это  и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его  художественную ценность,  положительно влияют на развитие выразительности  речи  и движений.

Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. 

Освоение ребёнком дошкольного возраста субъектной позиции в игровой деятельности может быть охарактеризовано, как:

- интерес к сюжетно-ролевой (режиссерской игре);

- активность и избирательность, проявляемые в разных формах инициативности участия в играх;

- самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов (владение планирующими, поясняющими, обозначающими действиями);

- владение коммуникативными умениями: аргументированность и адресованность организационно-делового обращения к партнёру для развития совместной игры, использование вербальных и невербальных способов общения, способность заметить настроение сверстника и проявить сочувствие, что создает общий эмоционально-положительный фон игры.

Освоение субъектной позиции в игровой деятельности в дошкольном возрасте может носить достаточно вариативный характер, что обусловлено особенностями педагогического сопровождения детей. Максимально возможные показатели достигаются детьми, если игра развивается как самостоятельная творческая деятельность ребенка дошкольного возраста. Это обеспечивается:

- гибким сочетанием прямых и косвенных способов руководства играми детей;

- поэтапным изменением тактики педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности в зависимости от степени освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности;

- планированием деятельности педагога по сопровождению ребенка в игровой деятельности на основе результатов педагогической диагностики;

- отбором содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;

- ориентацией педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие.

Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:

- субъект-объектная модель - взрослый находится по отношению к детям впозиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

- объект-субъектная модель - взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

- субъект-субъектная модель - позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОО, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.

3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для ДОО в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования [17].

В образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечениядетей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.

Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:

- использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);

- использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого - поиск видовых и родовых признаков сходства предметов (младший, средний дошкольный возраст, дифференциация родовых понятий (старший дошкольный возраст) - связано с игровой задачей для детей;

- использование интерактивных и компьютерных игр;

- придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;

- привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;

- развитие навыков самооценки и самоконтроля.

Таким образом, наиболее активно субъектная позиция дошкольника может развиваться в игровой деятельности, особенно в творческих играх, так как именно там проявляются такие качества как самостоятельность, творчество, оригинальность и т.д.

Овладение детьми субъектной позицией в  игровой деятельности (как и в других видах детской деятельности), можно обозначить следующими критериями:

- самостоятельно ставит цели, задачи;

- самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели;

- самостоятельно планирует свою деятельность;

- овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию;

- достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки.