+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

План работы по самообразованию "Развитие звуковой культуры речи у детей 5-7 лет

Автор: Бурлакова Ольга Александровна

                План работы по самообразованию

ТемаРазвитие звуковой культуры речи у детей 5-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020г

Актуальность: Речь-это важнейшее достижение человека, которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов речи. Звуковая культура речи является частью речевой культуры.

На современном этапе развитие речи стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений - развитие звуковой культуры речи. Систематическая работа над развитием ЗКР помогает ребенку формировать и совершенствовать фонетико-фонематические процессы в речевом развитии, без которых невозможно дальнейшее овладение родным языком.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

  • Развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, фонематического слуха, звукопроизношения, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • Помочь воспитанникам овладеть нормами речи;
  • приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию звуковой культуры речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.

 

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.

2.Развитие ЗКР детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме;
  • посещение НОД у воспитателей своего ДОУ;
  • самоанализ и самооценка НОД в своей группе; 

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

сентябрь

Работа с детьми

Мониторинг уровней развития речи.

Проведение НОД и режимных моментов.

Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.

Работа с родителями

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

Самореализация

Работа с методической литературой.

Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-7 лет. – М.: Гном и Д, 2000.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Гном и Д, 2000.

Методика М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения».

Изучить 09х=задачи, условия, методику обучения по развитию речи.

Разработать планирование занятий на учебный год по развитию звуковой культуры речи.

Октябрь

Работа с детьми

Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук».

Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания.

Работа с родителями

Составление папок-передвижек и консультаций «Возрастные психологические особенности дошкольников 5-7лет», «Уровень развития речи детей 5-7 лет»

Пропаганда знаний по развитию речи.

Самореализация

Изучение литературы.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Виноградова Н.Ф. Комплексная программа образования и развития детей 6-7 лет «Предшкольная пора», «Азбука для дошкольников»

Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи.

 

Ноябрь

Работа с детьми

Проведение Пальчиковых гимнастик, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?»

Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.

Работа с родителями

Составление комплекса артикуляционной гимнастики
«Весёлый язычок»

Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.

Самореализация

Работа с методической литературой
по проведению артикуляционной гимнастики. Изучение игрового пособия А.И.Макскова, Г.А.Тумакова «Учите, играя»

Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики.

Декабрь

Работа с детьми

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен.

Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.

Работа с родителями

Информация для родителей «Роль семьи в развитии звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Самореализация

Изучение методики О.С.Ушаковой

Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры.

 Январь

Работа с детьми

Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, игр : «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук».

Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.

Работа с родителями

Родительское собрание «Развитие речи детей 5-7 лет»

Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Вопрос о продолжении работы.

Самореализация

Подбор игр по развитию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет.

Оформление и проведение игр.

 

Февраль

Работа с детьми

Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь»

Отработка у детей четкой дикции и интонации. Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Работа с родителями

Письменные рекомендации для родителей дошкольников 6-7 лет.

 

Самореализация

Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 5-7 лет. (Е.Н. Михина).

Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Март

Работа с детьми

Проведение НОД, театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание: «Кто где живёт», памяти: «Опиши предмет», развитие речи по лексике: «Шаги», по звуковой культуре речи :«Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Степашки»

Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Учить детей составлять схему повествовательного высказывания.

Работа с родителями

Информация для родителей «Игры для развития звуковой культуры речи детей» 

 

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Самореализация

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Апрель

Работа с детьми

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.

Формирование правильного звукопроизношения.

Работа с родителями