Актуальность: Речь-это важнейшее достижение человека, которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов речи. Звуковая культура речи является частью речевой культуры.
На современном этапе развитие речи стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений - развитие звуковой культуры речи. Систематическая работа над развитием ЗКР помогает ребенку формировать и совершенствовать фонетико-фонематические процессы в речевом развитии, без которых невозможно дальнейшее овладение родным языком.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
- Развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, фонематического слуха, звукопроизношения, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- Помочь воспитанникам овладеть нормами речи;
- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию звуковой культуры речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2.Развитие ЗКР детей в игровой деятельности.
3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
- посещение НОД у воспитателей своего ДОУ;
- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
Раздел плана
|
Форма работы
|
Практические выходы
|
сентябрь
|
Работа с детьми
|
Мониторинг уровней развития речи.
Проведение НОД и режимных моментов.
|
Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.
|
Работа с родителями
|
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников.
|
Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.
|
Самореализация
|
Работа с методической литературой.
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-7 лет. – М.: Гном и Д, 2000.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Гном и Д, 2000.
Методика М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения».
|
Изучить 09х=задачи, условия, методику обучения по развитию речи.
Разработать планирование занятий на учебный год по развитию звуковой культуры речи.
|
Октябрь
|
Работа с детьми
|
Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук».
|
Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания.
|
Работа с родителями
|
Составление папок-передвижек и консультаций «Возрастные психологические особенности дошкольников 5-7лет», «Уровень развития речи детей 5-7 лет»
|
Пропаганда знаний по развитию речи.
|
Самореализация
|
Изучение литературы.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Виноградова Н.Ф. Комплексная программа образования и развития детей 6-7 лет «Предшкольная пора», «Азбука для дошкольников»
|
Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи.
|
Ноябрь
|
Работа с детьми
|
Проведение Пальчиковых гимнастик, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?»
|
Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.
|
Работа с родителями
|
Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»
|
Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.
|
Самореализация
|
Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Изучение игрового пособия А.И.Макскова, Г.А.Тумакова «Учите, играя»
|
Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики.
|
Декабрь
|
Работа с детьми
|
Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен.
|
Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.
|
Работа с родителями
|
Информация для родителей «Роль семьи в развитии звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
|
Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
|
Самореализация
|
Изучение методики О.С.Ушаковой
|
Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры.
|
Январь
|
Работа с детьми
|
Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, игр : «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук».
|
Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.
|
Работа с родителями
|
Родительское собрание «Развитие речи детей 5-7 лет»
|
Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Вопрос о продолжении работы.
|
Самореализация
|
Подбор игр по развитию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет.
|
Оформление и проведение игр.
|
Февраль
|
Работа с детьми
|
Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь»
|
Отработка у детей четкой дикции и интонации. Воспитание эмоциональной отзывчивости.
|
Работа с родителями
|
Письменные рекомендации для родителей дошкольников 6-7 лет.
|
|
Самореализация
|
Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 5-7 лет. (Е.Н. Михина).
|
Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.
|
Март
|
Работа с детьми
|
Проведение НОД, театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание: «Кто где живёт», памяти: «Опиши предмет», развитие речи по лексике: «Шаги», по звуковой культуре речи :«Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Степашки»
|
Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Учить детей составлять схему повествовательного высказывания.
|
Работа с родителями
|
Информация для родителей «Игры для развития звуковой культуры речи детей»
|
Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.
|
Самореализация
|
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.
|
Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.
|
Апрель
|
Работа с детьми
|
Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.
|
Формирование правильного звукопроизношения.
|
Работа с родителями
|
| |