Статья "Мир глазами ребёнка
Автор: Коль Полина Ивановна
Мир глазами ребёнка
Коль Полина Ивановна, воспитатель
МБДОУ « Центр развития ребенка - детский сад №386» г.о. Самара
E-mail: polina.kol.86@mail.ru
Мир в котором мы живем – творение уникальное. Особенно для взрослых и детей. Зачастую мы сталкиваемся со сложными и многогранными взаимоотношениями между людьми, наблюдаем разные жизненные обстоятельства с которыми сталкиваются семьи. Взрослые и дети воспринимают их абсолютно по разному. Обращаем ли мы - взрослые на это внимание? Очень часто мы не обращаем внимание или не серьезно воспринимаем характерные высказывания детей, акцентируя внимание в основном на интересные и приятные глупости либо невзначай сказанные сочетания несочитаемого. Между тем за этими милыми словами таится свое восприятие этого мира детьми. Для того чтобы разобраться в том как ваш ребенок воспринимает происходящие вокруг него обстоятельства, необходимо с начала выяснить причину такого поведения. Дети по своей природе очень проницательны, любопытны, им все вокруг хочется узнать и понять будь то устройство стиральной машины (родители стараются сдерживать проявление внимания ребенка, так как понимают риск в один прекрасный обнаружить недостачу либо поломку какой либо детали), вопросы появления звезд на небосводе, как появляются на свет дети. Порой дети, в процессе восприятия окружающего их мира, приходят к таким заключениям, которых мы от них никак не ожидаем увидеть или услышать. Поводом для этого служит не только недостаточный жизненный опыт детей, но и необыкновенная структура их мышления.
У детей дошкольного возраста ( с 2 до 7 лет) происходит активное становление личности. С ( 2 до 4 лет) у ребенка начинает развиваться речь, активно пополняется словарный запас, ребенок учится размышлять над образами и делает выводы. Очень часто ребенок в силу своего возраста с начала действует а потом уже начинает размышлять. Период (с 4 до 7 лет) часто называют интуитивным, потому что ребенок делает заключение опираясь на обстоятельства которые имеют значение только для него одного. Можно провести такой эксперимент: перед ребенком разложите 2 ряда конфет или других одинаковых предметов. Уточните: одинаковое ли количество предметов в каждом ряду? Скорее всего ребенок ответит что предметов равное количество. Затем раздвиньте конфеты в верхнем ряду. Скорее всего ребенок дошкольного возраста ответит, что в верхнем ряду конфет стало больше. Так же могут сделать ошибку дети, которые умеют считать. Тут шесть и тут шесть. Но в этом больше. Ребенок дошкольного возраста ошибается. Почему? Ведь очевидно, что число конфет в рядах не изменилось, он их сосчитал, почему же ребенок не понимает, что происходит? Потому что он не обладает такими мыслительными операциями, как мы, и строит свои суждения, основываясь только на внешнем впечатлении, а не на том, что представляет собой явление на самом деле.
«Ваш ребенок — только ребенок. И его поведение может быть непредсказуемым».[2. с. 19].
Обычно дошкольники объединяют явления не обращая внимание на существенные признаки или отсутствие связи между ними. Делают они это на основе внешних признаков подобных деталей во временном отрезке.
Ребенок к примеру, думает, что два события которые появляются в его жизни одновременно каким то образом связаны между собой. Взять к примеру детскую игру с кукушкой: Кукушка, кукушка прокукуй три раза дам тебе ягодок... Дети в этот момент не сомневаются, что именно их песенка заставляет кукушку куковать, хотя кукушка сама вылезает из домика в часах через определенное время. Так же как и трехлетний ребенок уверен, что если он будет капризничать и плакать прося какую-нибудь вещь, то в итоге он ее получит. Дети зачастую приходят к выводу основываясь на отдельных, случайных а иногда и вовсе несуществующих признаков. Эта особенность хорошо видна в следующем диалоге: - Дедушка, бабушка старше тебя?- спрашивает четырехлетний внук. – С чего ты это взял? – спросил дедушка. - Бабушка меньше чем ты со мной играет.
Примерно 1,5 лет ребенок превращается в самостоятельного человека, целью которого является исследование просторов окружающего его мира ( квартиры, детской площадки, парков, скверов). Вокруг него теперь новый мир который он самостоятельно познает. Это его мир, в котором он является первооткрывателем. И понимание мира ребенком раннего возраста отличается от того, как воспринимаем этот мир мы, взрослые.
Взрослые люди окружающие ребенка прилагают огромные усилия, для того чтобы его детство было счастливым, интересным, заложить старт для будущей успешной взрослой жизни. Родители покупают детям развивающие игры, книжки, посещают всевозможные развивающие кружки, для того чтобы ребенок чувствовал себя, счастливым, любимым.
Мы часто говорим: «Дети видят мир на уровне наших коленок». Но не всегда задумываемся над этими словами. А ведь действительно: дети взирают на наш, взрослый мир, построенный по нашим, взрослым, законам, снизу вверх. А мы, соответственно, смотрим на них… да, сверху вниз. И дело не только в разнице роста. Дело в нашей позиции: мы точно знаем, чего должны хотеть наши дети, и ведем их за собой. А если они сопротивляются, ради их же блага мы настаиваем на своем.
Как же быть? Поменять мир вокруг них? Ставить маленькие столы и стульчики, прибивать пониже дверные ручки, делать маленькие ступеньки в жилых домах? Конечно, нет! Можно попробовать встать на одну ступень с ребенком, для того чтобы понять что ребенок в первую очередь нуждается, в понимании его радости и горести, уважении его потребности здесь и сейчас, а не во всевозможных развивающих игрушках, кружках. Ведь для того чтобы услышать нашу похвалу, дети часто пытаются становиться удобными для нас. Чтобы заслужить нашу любовь, они старательно штрихуют, пишут, читают и учат английские глаголы. В этом дети гораздо мудрее и гуманнее нас. И нам есть чему у них поучиться.
У ребенка в дошкольном возрасте конкретное мышление и поэтому его рассуждения часто бывают яркими и невообразимыми для взрослых людей. А таких абстрактных понятий не так уж мало адресуется детям, к тому же с надеждой на точное их понимание.
Мама замечая что ее четырехлетний сын в первый раз оделся полностью сам, и даже сумел застегнуть молнию на куртке, одел сам свои ботинки, застегнул на них замочек, говорит ему: Какой большой ты уже стал, сынок! Ты сам уже умеешь одеваться! Мальчик подходит к зеркалу, смотрит на себя сделав вывод обращается к матери: Мне кажется, что я такой же как и вчера, совсем не подрос ... Детское мышление проявляется особенно в восприятии таких моральных категорий, как хороший, плохой, которые зачастую содержат в себе индивидуальное значение для каждого ребенка. К примеру, один ребенок думает что хороший ребенок - это тот, кто не плачет, кто руки моет с мылом и чистит зубы перед сном, для другого хороший - это тот, кто слушается маму и папу.
Свои личные, конкретные мысли ребенок распространяет и на других. Другая особенность ребенка - сосредоточенность его мышления.
«Каждый ребенок — маленькая личность впитывающая каждую картинку, звук, запах и прикосновение» [1, с.24] .
Сосредоточенность мышления не моральная категория и не означает, что ребенок ставит собственные интересы выше других, действует ради какой то своей выгоды и во вред другим. Просто эта особенность говорит о том, что ребенок в этом возрасте не имеет возможности воспринимать этот мир с иной стороны, кроме своей собственной. К примеру как раньше астрономы до Галилея, были уверены, что все звезды вращаются вокруг Земли (геоцентризм), ребенок ощущает себя
центром происходящего, не может взглянуть на себя со стороны. К примеру: поинтересуйтесь у пятилетнего ребенка, где его правая, а где его левая рука. Вероятно он уже умеет различать. Но если вы встанете напротив него поднимите свою правую руку и спросите какая это рука, вполне возможно, вы услышите от него неправильный ответ. Дело в том что ребенок просто видит эту ситуацию исключительно со своей точки зрения, но никак не с вашей точки зрения. Такие же явления мы можем наблюдать и в речи ребенка.
Когда ребенок пытается понять для себя то или иное поведение людей он зачастую опираются на собственный опыт и придают поведению других такой же смысл, как своему собственному.
Всевозможная литература по психологии отображает особенности детского взгляда на мир, не просто как интересные страницы. Познание их обязательно для того чтобы понять причину непонимания зачастую возникающую между родителями и детьми, в следствии чего дети так по своему видят и воспринимают происходящие вокруг них события, в последствии получается такая неожиданная для нас реакция. Для того чтобы научится смотреть на происходящее с точки зрения ваших детей.