Злодеи и хулиганы на утренниках, или как оценить информационную безопасность мероприятий в детском саду
Автор: Панькова Лилия Александровна
«Злодеи и хулиганы на утренниках, или, как оценить информационную безопасность мероприятий в детском саду»
Автор: Панькова Л.А.,
педагог-психолог МБДОУ д/с №2
г. Ставрополь.
Аннотация: В статье раскрывается вопрос, нужны ли «злодеи и хулиганы» на мероприятиях, не противоречит ли это закону от 29.12.2010
№ 436-ФЗ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Форма проведения: Консультация
Материалы для проведения: Интерактивная доска, фрагменты мероприятий в детском саду с отрицательными героями, фонограммы тревожных мелодий, маски персонажей.
Цель: помочь педагогам разобраться в вопросе «Польза и вред злодеев и хулиганов на развлекательных мероприятиях в детском саду.
Задачи:
° помочь педагогам понять, что отрицательные герои нужны, чтобы подчеркнуть положительного героя,
° обобщить знания педагогов о том, что необходимо учить ребёнка, сталкиваясь с агрессией, уметь противостоять ей,
° развивать умение педагога объяснить ребёнку, что он не один и всегда может рассчитывать на поддержку друзей и взрослых.
Что такое зрелищное мероприятие в детском саду? Это одна из форм демонстрации информационного продукта. В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию «демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий» и задача педагогов тщательно контролировать компоненты зрелищных мероприятий, которые не должны включать в себя:
-сцены агрессии и насилия,
-демонстрацию антиобщественного поведения и нарушения ценностно-этических и моральных норм,
-демонстрацию опасного поведения, которое представляет угрозу для жизни и здоровья людей и природы,
-антипропаганду семейных и социальных ценностей, демонстрацию негативного отношения к педагогам, родителям, другим членам семьи или общества.
Так как же быть с отрицательными героями. Любой взрослый может сказать, что на утренниках присутствуют злодеи: Баба Яга или Кощей Бессмертный; а также в роли хулигана может выступить даже такой горой как: Буратино, Незнайка, Карлсон и т.д. Без них утренники скучны и неинтересны. Нужны ли они на мероприятиях? Ведь дошкольники не способны критически оценивать информацию, защищаться от ее негативного воздействия и когда злые персонажи разыгрывают представление не пугает ли это детей. Не наносит ли вред психическому, нравственному здоровью детей. С точки зрения психологии на таких персонажей мы проецируем агрессивные переживания детей и здесь уже все зависит от конкретного ребенка. Если родители и педагоги не запугивали детей страшилками, а читали им русские народные сказки, в которых присутствуют отрицательные герои, то скорее всего ребенок сумеет выстраивать отношения между добром и злом, т.к. в сказках добро всегда побеждает, а зло наказывается или высмеивается. Если же родители пугали своих детей злодеями, но ребёнок их так и не увидел и вреда от них тоже не почувствовал, то с возрастом ребёнок вообще может начать игнорировать опасность и перестанет доверять родителям, а в последствии и всему миру.
Хулиганы и злодеи, т. е. отрицательные персонажи, на которые мы проецируем злость, необходимы для научения ребёнка выражению собственной настойчивости и здоровой агрессивности. Без отрицательного персонажа - не будет положительного. Без злодея не будет и героя, ведь чтобы стать героем, надо сразиться с чудищем и победить его. Благодаря «злым» персонажам сюжет утренника становится насыщенным действиями (вспомните любую сказку – сколько нужно герою преодолеть препятствий на пути к победе). Воспитанники олицетворяют себя с положительными героями. При этом герой не просто проходит препятствия, а проявляет смекалку, настойчивость, способность договориться, благородство и прощают злодея, направляют его на путь исправления.
Такие мероприятия в детском саду помогают знакомить детей с культурными и праздничными традициями народов России и родного края, влияют на ценностные ориентиры, мотивацию, эмоциональную и познавательную сферы личности дошкольников. Так же помогают развивать у них коммуникативные навыки, формировать досуговую культуру и учат заниматься творчески подходить к решению любой задачи.
Задача педагогов научить ребёнка сталкиваться с агрессией в нашем мире и уметь противостоять ей и особая задача – показать ребёнку, что он не один. У него есть семья и друзья, и окружающие его люди, и что бы не случилось в жизни, мы все вместе с этим справимся. Отрицательные герои: злодеи и хулиганы, позволяют детям дошкольного возраста стать смелее, сплотиться, искать и находить пути противостояния: жадности, грубости, агрессии. Проживая ситуацию на утреннике, дети как бы смотрят со стороны на свои поступки и поступки своих друзей.
Какие же рекомендации можно дать педагогам:
° Не пугайте ребенка сказочным персонажами и т.д. (вот будешь себя плохо вести заберет тебя Баба Яга и т. д.)
° Проговаривайте с детьми после массовых мероприятий, что им понравилось, что нет.
° Обязательно успокойте ребенка если его кто - то из персонажей испугал его, обыграйте с ним еще раз сцену, пусть он будет в роли героя и выйдет победителем.
° Помните, что сцены, разыгранные персонажами, не должны у детей вызывать агрессию. А наоборот должны возбуждать желание бороться с ней.
° Самое главное помогите ребенку обрести уверенность, что добро победит зло.