Роль спортивных игр в процессе развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Двойцова Наталья Валентиновна
Роль спортивных игр в приобщении дошкольников к физической культуре и спорту
Спортивные игры являются универсальным средством физического воспитания, которое не теряет своей актуальности на протяжении всей жизни человека. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) детям дошкольного возраста не рекомендуется. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Освоение базовых элементов спортивных игр, таких как баскетбол, футбол, городки является обязательным компонентом образовательной области «Физическая культура» в образовательных программах для дошкольных учреждений в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот период у детей накоплен достаточный опыт выполнения основных движений и в должной степени сформированы мотивы к целенаправленной соревновательной деятельности.
Анализ традиционной педагогической практики проведения физической культуры в дошкольном возрасте показывает, что использование элементов спортивных игр направлено преимущественно на решение задач сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств и закрепления двигательных навыков. В спортивных играх обязательным является точное соблюдение игровых приемов и правил, которые не всегда согласуются с желаниями играющих, также это еще игры команд, соревнующихся между собой. Следовательно, дети должны обладать «чувством команды», чтобы в короткий промежуток времени владения мячом оценить расположение партнеров на площадке, выбрать наиболее правильные игровые действия и использовать их. Все это способствует целенаправленному развитию произвольности поведения, ‒ качеству, которое необходимо детям для вхождения в учебную деятельность.
Широкое применение спортивных подвижных игр на занятиях по физической культуре и во время прогулок способствует активизации двигательного развития детей, повышает их интерес к выполнению различных упражнений.
Для регулирования физической нагрузки в игре используют различные методические приемы: увеличение или уменьшение продолжительности игры, количества повторений всей игры или отдельных ее этапов, сокращение или увеличение дистанции для бега детей и ужесточение правил игры, уточнение правил и анализ ошибок.
На наш взгляд приобщать детей к занятиям спортом лучше начинать в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте они еще достаточно зависимы от родителей и первоначально будут воспринимать посещение занятий как необходимость, обусловленную их волей, и в то же время они уже достаточно сформировались для того, чтобы с успехом начинать освоение программы многих видов спорта. И здесь самое важное, чтобы ребёнок, попав в новую среду, почувствовал себя уютно, чтобы ему стало интересно. Насколько это получится, естественно, зависит от тренера. Для успешного решения задачи приобщения детей к занятиям спортом, главной целевой установкой в его работе должно стать не достижение детьми максимальных спортивных результатов, а их гармоничное развитие и формирование у них устойчивого интереса к занятиям. В конечном счете, по мере взросления, дети должны начать ощущать потребность в собственном непрерывном самосовершенствовании. Этот подход не нов, в традиции восточных единоборств, например, испокон веков сформировалась идеология, следуя которой нужно стремиться побеждать не кого-то, а в первую очередь самого себя, свои слабость, неуверенность, лень. Соревнования в данном случае следует рассматривать не как средство выявления сильнейшего, а как возможность оценить успехи собственного роста.
Включение спортивных игр в детском саду в общую программу развития ребенка позволяют малышу укрепить крупные группы мышц, развить психофизические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу. Спортивные игры помогают повысить умственную активность, ориентировку в пространстве, развить сообразительность, быстроту мышления, оценочное осознание собственных действий. В момент таких игр ребенок приобретает навык командного действия: происходит воспитание сдержанности, самообладания, решительности.
Возьмем хотя бы командные игры с мячом. Именно этим играм отводится огромное место среди развлечений в детском саду. Эти спортивные игры с данным инвентарем способствуют развитию таких качеств как атлетичность, ритмичность, ловкость и командные действия. Эти игры с раннего детства помогают в развитии моторики, формирование навыков схватить и бросить мяч, рассчитав свои возможности. Схожие игры отлично развивают видение перспективы и анализ игровой ситуации и даже способствуют правильному принятию решений ребенком.
Не лишним будет сказать и о нравственно-волевых качествах ребенка, которые присущи спортивным играм. Эти игры направлены на формирование межличностных отношений со сверстниками. Ребенок на ранней стадии учится придерживаться правил игры и обретает волевые качества к победе.
В возрасте 3-х лет такие игры для малыша больше носят развлекательный характер, чем спортивный. Лучшие игры для такого возраста – это «догонялки», игры, включающие в себя прыжки, ползанье. Эти игры должны иметь максимально легкий сюжет. Детишкам в возрасте от 4-х до 6-ти лет в детском садике можно предложить простые подвижные игры с усложнениями. В этом возрасте отлично подойдут спортивные игры на меткость, равновесие, скорость. Например, к традиционным простым играм можно присоединить какие-то «запрещающие» правила: бегать только до определенной черты, нельзя забегать в определенное место и т. д.
Варианты игр в детском саду
«Рыбачок и рыбки»
На площадке необходимо начертить большой круг. В середину круга, на корточки, посадить игрока (рыбака). Остальные играющие дети (рыбки), обступив круг, в один голос говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай–ка нас на крючок». В момент произнесения детьми последнего слова, «рыбак» должен выбежать из круга и поймать «рыбку». Пойманный ребенок занимает его место.
«Совушка»
Малыши должны стать в круг, а один из ребят занимает место в его центре. Ребенок в средине круга – совушка, остальные дети – птички, бабочки, жучки. После чего воспитатель произносит слова: «День наступает - все оживает!» - детишки в этот момент начинают бегать по кругу, а «совушка» спит. Затем воспитатель должен сказать: «Ночь наступает - всё замирает!» - дети должны замереть на месте, а «совушка» пойти на охоту, если кто-то из детишек шевельнется – он занимает место совы.
«Колобок»
Дети садятся на корточки, образовывая круг. В середине круга находится игрок – «лиса». Малыши начинают перекатывать мяч (Колобок) друг другу. Главное, чтобы «лиса» не поймала мяч. Тот, чей мяч был пойман, становится новой «лисой».
«Воробьи-попрыгунчики»
Чертим круг, чтобы в его окружности свободно могли поместиться все играющие. После чего делим играющих на «кота» (он в центре круга) и «воробьев» (за кругом у самой черты). По команде воспитателя детишки начинают выпрыгивать из круга и впрыгивать обратно, «кот» тем временем, в момент, когда кто-либо из «воробьев» находится внутри круга, должен кого-то из них поймать. «Пойманный» ребенок занимает место «кота».
«Попади в квадрат»
Детишки становятся в круг и пытаются при помощи мячика попасть в квадратик, нарисованный в центре круга. Победитель тот, кто больше всего попадет в квадратик.
В связи с вышеизложенным, при организации занятий с детьми дошкольного возраста следует исходить из следующих принципов:
1. Максимально возможно использовать игровую форму проведения занятий;
2. Учитывать индивидуальные особенности физического развития и психики каждого ребенка и в соответствии с этим строить программу занятий;
3. Приучать детей осмыслять суть происходящего на занятиях, работать самостоятельно, а также самостоятельно решать некоторые простые задачи;
4. Отмечать успехи детей, причем стараться не сравнивать их друг с другом, а показывать им насколько они стали лучше, чем были;
5. Максимально разнообразить программу занятий, отмечая какой их аспект, наиболее заинтересует каждого из детей, и в дальнейшем стараться стимулировать их индивидуальные интересы.
Величина нагрузки на организм ребенка зависит:
- от точности выполнения условий игры;
- от эмоциональной окраски, создаваемой взрослым, ведущим игру;
- от роли ребенка в групповых играх;
- от характера самого ребенка, степени его возбудимости.
Классификация спортивных игр по степени физической нагрузки
Игры большой |
Игры средней |
Игры малой |
Одновременно участвует вся группа детей; построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки
|
Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами |
Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание) |
Опираясь на вышеописанную классификацию спортивных игр, можно сказать, что большинство спортивных игр относятся к сложным играм большой подвижности с бегом, прыжками, метаниями и формированием всех основных физических качеств.
Таким образом, спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания детей дошкольного возраста. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков; физкультурное общее образование, направленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравственных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.
Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, их спецификой; во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков;
в-третьих, эмоциональным зарядом.