Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания
Автор: Слепухина Варвара Викторовна
На первом аналитико - прогностическом этапе инновационной деятельности создана и утверждена рабочая группа:
- Слепухина В.В., старший воспитатель;
- Аканова А.У. воспитатель;
- Лозовая Г.В., воспитатель;
- Рязанова И.В. воспитатель;
- Ребрикова В.Г. воспитатель;
- Синельникова Г.В. –музыкальный руководитель.
Задачи, поставленные на 1-м этапе:
- изучить особенности формирования духовно-нравственных представлений у детей дошкольного возраста, проанализировать и обобщить научно-методическую литературу по вопросу работы инновационной площадки;
- провести опрос (анкетирование) родителей и педагогов с целью определения информативности по теме "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста";
- организовать теоретические семинары по проблеме.
На данном этапе прошла подготовка нормативно – правовой документации, необходимой для осуществления деятельности инновационной площадки и была изучена научно-методическая литература.
Рабочей группой:
- разработан проект программы инновационной деятельности, целью которого было: разработать и апробировать систему работы по формированию духовно-нравственных представлений у детей дошкольного возраста
В октябре 2022 г. было проведено анкетирование родителей группы № 5 по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания» с целью выявления потребности родителей, их представлений о духовно-нравственном развитии детей.
По результатам анкетирования был составлен план совместной работы педагогов МДОАУ д/с № 12 с семьями воспитанников, оформлены тематические стенды, подготовлен информационный материал по теме «Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду», проведены индивидуальные беседы с родителями по теме площадки.
На втором организационно - исполнительском этапе, изучив образовательные технологии, на совещании членов рабочей группы инновационной площадки, было принято решение реализовывать программу через организацию проектной деятельности и организацию праздников.
Задачи, поставленные на 2-м этапе:
- Провести семинар, семинар – практикум для педагогов по изучению новых программ и технологий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
- проводить воспитательно - образовательную деятельность с воспитанниками по программе "Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания";
- приобрести дидактический, игровой материал для организации духовно-нравственного воспитания детей;
- стимулировать участие педагогов в конкурсах, семинарах, конференциях по теме инновационной площадки;
- способствовать участию воспитанников в творческих конкурсах и фестивалях на различном уровне (муниципальном, региональном, федеральном).
- проводить необходимую корректировку инновационного процесса на основе результатов оценки индивидуального развития, анкетирования родителей и педагогов;
- внедрить проектный метод в воспитательно-образовательный процесс и методическую работу с педагогами.
По теме инновационной площадки были проведены:
- Семинар-практикум на тему: «Современные формы и методы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
- Педсовет по теме : "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ";
Участие педагогов в конкурсах, мастер-классах, форумах:
- Лозовая Г.В.(Диплом 2 степени) – Международный творческий конкурс «Престиж», номинация «Работа с родителями, название: «Условия для создания адаптивной среды»;
- Макарова Е.О., Зайцева Е.П., Пицкив Н.В., Осипова Е.А., Синельникова Г.В., Рязанова И.В., Аканова А.У. – участники Всероссийского флешмоба «В ритме триколора», региональный кампус «Университет детства»;
- Рязанова И.В. (Диплом 1 место) – международный конкурс «Традиции народов»;
- Слепухина В.В.- участие во Всероссийском проекте «Формула патриотизма», Квест-игра «В поисках флага»;
- Осипова Е.А. – участие в педагогических чтениях «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях;
- Хань Е.С. (Диплом 1 степени) – участие во Всрероссийском конкурсе изобразительного творчества «Моей маме с любовью» во Всероссийском центре проведении и разработки интерактивных мероприятий;
- Слепухина В.В., Аканова А.У., Исенгулова К.У.,– научно-практической конференции «Воспитание дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации».
Публикации педагогов:
- Макарова Е.О. – публикация «Буклет для родителей детей с ОВЗ» на Всероссийском образовательном портале «Продленка»;
- Рязанова И.В. – публикация методический материал, занятие «Народные промыслы» на Всероссийском центре информационных технологий «Интеллект»;
- Бекенова Р.А. – публикация проекта по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду «Я люблю Россию» на международном образовательном портале maam.ru.
- Слепухина В.В. – обучение по курсу «Организация инновационной деятельности», Академия Ресурсы образования;
Участие воспитанников инновационной группы
С воспитанниками группы инновационной площадки проведена большая воспитательно - образовательная работа.
В рамках проекта результатом которой стали следующие итоговые мероприятия:
ü развлечение "Покрова"- дошкольники познакомились с праздником, узнали традиции празднования, приметы;
ü Праздник «Осенины» ( в котором отражались осенние праздники и приметы осени)
ü фольклорный праздник "Широкая масленица", где воспитанники познакомились с названиями дней масленичной недели, узнали с чем это связано; с какого времени празднуется Масленица; как праздновали в древности, сравнили то, что еще не забыто;
ü Развлечение «Капустник», «Золотая красавица Осень»,
ü литературно - музыкальный праздник "С чего начинается Родина" (просмотр презентации, чтение стихотворений о малой Родине),
ü Участвовали в муниципальном проекте «День народного единства» (рисунки, поделки, акции),
ü Участвовали в муниципальных проектах «День отца», «День Матери» (рисунки, стихотворения, акции)
ü Поздравления ко «Дню пожилого человека».
ü Региональный Фестиваль проходил в очном формате, в котором участвовали педагоги, воспитанники, родители и гости из Тукая, и онлайн-фестиваль «Сила России в единстве народов» (https://varvara51.netboard.me/y55t1zgefwnvlju/?link=vaRDIxpz-JweqRA4N-Er0DjYAS) , который состоял из номинаций:
ü 1) «Давайте познакомимся»
ü 2) «Национальные традиции и обряды»
ü 3) «Национальные игры»
ü 4) «Блюда национальной кухни»
ü 5) «Декоративно-прикладное творчество»
Были реализованы проекты в разных возрастных группах : «Моя малая Родина», «Доброта в ладошках», «Маленькие патриоты», «Молодцы, мудрецы», ««Вот моя семья, папа, мама, я»», «Я люблю Россию», «Семейные традиции», «Духовно-нравственное воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».
С дошкольниками были организованы открытые просмотры занятий по духовно-нравственному воспитанию: «Путешествие по России», «Моя семья», «Расскажем Чебурашке про наш город», «Сказка ложь – да в ней намек», «Цветок добра», «Родина моя - Россия ».
Воспитанники инновационной группы приняли участие в конкурсах, викторинах в 2022 - 2023 учебном году:
- Хореографический ансамбль «Журавушка» - лауреат 1 степени 6 открытого фестиваля-конкурса «Зажги свою звезду» в номинации «Стилизованный народный танец», произведение: «Русские сапожки»;
- Зенина Устинья (Диплом 1 степени) – Всероссийский фестиваль детского творчества «Наслаждение для души» в номинации: литературная, название работы: стихотворение «Маме»;
- Рензяева Лера (Диплом 1место) – Всероссийский творческий конкурс «В дружбе народов – единство страны», ООО «Высшая школа делового администрирования»;
- Суворикова Евгения - всероссийский конкурс «Конкурс семейного творчества «Мое генеалогоческое древо» название работы «Моя семья – моя крепость» на образовательном портале «Парад талантов России»;
- Мухина Ульяна – всероссийский конкурс детских рисунков «Сила России – наш народ» название работы «Наша Родина –Россия» на портале всероссийского СМИ «Высшая школа делового администрирования».
Взаимодействие со специалистами и родителями:
Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации старшего воспитателя прибегаем для решения духовно-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Итоговыми мероприятиям стали: Фестиваль «Уральская весна – 2023» на котором была представлена театральная постановка «В горнице мы посидим и на ложках постучим» https://disk.yandex.ru/i/XXefFmp4mdte2w , а также выпускные утренники в народной стилистике.
Также педагоги детского сада участвовали в Окружном этапе областного творческого конкурса - фестиваля работников образования «Виват таланты!»,
На конкурсе были представлены свыше 70 творческих номеров в разных номинациях. Наш детский сад принял участие в номинации: «Музыкально-инструментально-исполнительное искусство» и представлял ансамбль ложкарей, в состав которого вошли воспитатели и музыкальный руководитель.
Наше выступление удостоено высокой награды «Победитель».
Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает
- информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;
- модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.
Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду. Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.
Анализ проведенной работы деятельности инновационной площадки МДОАУ «Д/с № 12» показал, что в инновационной группе наметились положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности духовно-нравственного воспитания дошкольников .
На конец 2023- 2023 учебного года достигнуты следующие результаты инновационной деятельности:
- утвержден состав инновационной группы;
- утверждена программа инновационной деятельности по теме "Формирование нравственных представлений дошкольников как основа патриотического воспитания";
- разработаны и утверждены нормативно-правовые документы (локальные акты), обеспечивающие апробацию систему работы по формированию духовно-нравственных представлений у детей дошкольного как основа патриотического воспитания;
- реализованы все запланированные мероприятия с педагогами и воспитанниками в полном объеме;
- обновлены центры по патриотическому воспитанию, которые пополнились новыми макетами, модифицированными играми, дидактическими играми, наглядным материалом, каталогами народных игр для дошкольников.
- создана страница инновационной деятельности на официальном сайте ДОО в глобальной информационной сети Интернет - https://детсад-12.рф/index.php/innovatsionnaya-deyatelnost
- создана платформа https://varvara51.netboard.me/ , на которой отражены все материалы по духовно-нравственному воспитанию
Выявленные проблемы:
-отсутствие единой методологической базы педагогической деятельности и УМК в области духовно-нравственного воспитания в соответствии с ФГОС ДО;
-отсутствие системы практических материалов в области духовно -нравственного воспитания дошкольников.
Задачи на следующий год:
-продолжать повышать уровень профессиональной компетентности педагогов в реализации духовно-нравственного воспитания;
-создавать условия для трансляции значимости духовно-нравственного воспитания в контексте деятельности ДОО по реализации ФГОС ДО;
-продолжать поиск эффективных методов, форм использования патриотического воспитания в формировании духовно-нравственных представлений дошкольников;
-расширять взаимодействие с сетевыми партнѐрами.
Вывод:
Работа по духовно-нравственному воспитанию должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре, а также к своей Родине, городу, семье. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого пытаемся обобщать и систематизировать фольклорный репертуар из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме духовно - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа). Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Буре Р.С. «Основы нравственного воспитания детей»
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
- Конспекты занятий и сценарии праздников.