+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование нетрадиционного рисования во внеурочной деятельности младших школьников по изобразительному искусству

Автор: Чубатая Юлия Вадимовна

 

 

 

Ю.В. Чубатая,

Обучающаяся направления подготовки «Изобразительное искусство»

Научный руководитель – к.п.н., доцент

Е.Я. Кормина

Сургутский государственный педагогический университет

 

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО РИОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Поэтому важно составляющей в развитии творческих способностей ребёнка является усиленное внимание на первоначальных этапах обучения.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) введено понятие внеурочная деятельность, которое призвано решить поставленную выше проблему.

В ФГОС НОО в статье 43.7 говорится: «Предметные результаты по предметной области «Искусство» должны обеспечивать: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства». [7].

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

 Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и другими средствами. Выполнение учащимися в данном направлении содействует формированию личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), а также способствует усвоению новых знаний о мировой художественной культуре. Она успешно реализуется во внеурочной деятельности младших школьников.

Из всего выше перечисленного можно сказать, что актуальность темы заключается в следующем: по средствам нетрадиционных техник рисования мы повышаем творческий потенциал детей, раскрываем их индивидуальные способности, приобщаем к достижениям мировой художественной культуры.

Цель исследования – теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник во внеурочной деятельности младших школьников по изобразительному искусству.

Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников по изобразительному искусству.

Предмет исследования: использование нетрадиционных техник в создании декоративной композиции во внеурочной деятельности младшими школьниками. 

Методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, программы воспитания и обучения в школе.

Гипотеза исследования: обучающиеся будут успешно справляться с заданием по созданию декоративной композиции, если будут применять нетрадиционные техники рисования

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1) охарактеризовать понятие «нетрадиционные техники рисования» и особенности их применения во внеурочной деятельности по изобразительному искусству;

2) определить особенности работы над декоративной композицией на занятиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной школе;

Методологическую основу исследования составили: основы теории цвета, цветоведения и колористики (А.П. Рац, М. Гилл, Т. Буймистру, В. Ю. Медведев и др.), положения теории развития способностей к изобразительной деятельности (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев и др.), психологическое развитие (Д.Б. Эльконин, В.С. Выготский и др.), педагогические теории и методика преподавания изобразительного искусства (Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов, В.С. Кузин, Б.М. Неменский и др.)

Теоретическая значимость: Раскрыто понятие «нетрадиционное рисования» и описаны особенности их использования младшими школьниками во внеурочной деятельности по изобразительному искусству

Во введении нами была обозначена важность использования нетрадиционных техник во внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, организованную в отличных от классно-урочных форм, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В Стандарте предлагаются следующие формы её организации: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Нами было исследовано пособие учёных в сфере образования Д.В.Григорьева, П.В.Степанова для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». Оно разработана на основе ФГОС НОО. В нём дано следующее определение внеурочной деятельности: «Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации».

 Согласно материалам пособия, внедрение в процесс обучения внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности позволяет приобщить учащихся к мировой и отечественной культуре, сформировать правильную точку зрения на происходящие в культурном мире процессы, способствует эстетическому самоопределению учащихся, а также способствует творческому самоопределению личности, правильному пониманию окружающей действительности, знакомству с достижениями мировой и отечественной культуры, привитию первоначальных знаний умений и навыков творческой деятельности  [5].

Также там были предложены иные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность, которые соответствуют требованиям ФГОС.

В концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности. И способствовать этому будет как урочная, так и внеурочная деятельность. В направлении изобразительное искусство большая часть отводиться именно рисованию.

Оригинальность нетрадиционного рисования заключается в простоте и доступности создания образа, возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Исследователь особенностей детского развития Выготский Л.С. считает, что существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:

1.     экспериментирование;

2.     знакомство с нетрадиционной техникой;

3.     творческое преобразование;

4.     получение оригинального рисунка;

5.     использование приобретенного опыта [2].

Результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

-       игра, которая является основным видом деятельности детей;

-       сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

-       просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

-       музыкальное сопровождение и т. д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять воспитанникам способы действий и показывать приемы изображения.

Положительным моментом является и то, что учитель может осуществить индивидуальный подход к воспитаннику: помочь быстрее овладеть необходимыми навыками, оказать помощь в рисовании тому, кто сам затрудняется, и таким образом заинтересовать его. Все вопросы и указания воспитатель должен делать очень умело, чтобы не подавлять, а поощрять самостоятельность воспитанников.

Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.

Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной созидательной позиции.

Нетрадиционные техники рисования очень разнообразны. Они помогают разнообразить творческий процесс, с помощью них развивается у детей креативность, мышление, моторика рук. С помощью нетрадиционных техник рисования можно вовлекать детей в творчество.

Таким образом, система учебно-воспитательной работы, построенная на основе комплексного воздействия искусства, способствует развитию многогранных творческих способностей ребёнка, в полной мере формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Венгер Л. А. Восприятие и обучение [Текст]/Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 1969. - 365 с.
  2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии [Текст]/Л.С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст]/Л.С. Выготский.- М.: Просвещение,2015.- 405 с.
  4. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: https://novoedrevo.ru/publications/14002662 , свободный. 
  5. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.
  6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования. Планирование, конспекты занятий — СПб.: КАРО, 2017. — 96с.
  7. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // Собрание законодательства РФ, 2020. — Текст : электронный. — Режим доступа : по ссылке. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/
  8. Сокольникова  Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства.- М.: Академия, 2012 – 458 с. 17
  9. Теоретичекая статья о системе работы учителя по формированию УУД [Текст]/ педагогический журнал «Учитель». Статья: Деятельность по формированию УУД. М.:-2014. – с.23-27
  10. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 2016г. -№ 1(5)- 124с.
  11. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. -М.:Мозаика-синтез, 2014.-64с.
  12. Файловый архив студентов Studfiles [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/Министерство образования и науки Рос.федерации.-20е изд..-М.: Просвещение, 2011.- 31 с.
  14. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде [Текст]/ Е.В. Чернобай – М., Просвещение, 2015. – 112 с.
  15. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студентов вузов [Текст]/ Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2004. – 384 с