Сотрудничество детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Автор: Костина Светлана Михайловна
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, и др.). (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)
Духовно - нравственное воспитание дошкольниковвключает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,их традициям.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков детства,закладывающих основу системы духовно - нравственных ценностей, определяющих отношение человека к миру. Формирование в ребенке начала духовности без активного участия его родителей невозможно. В связи с этим становится ясным, что взаимодействие дошкольного учреждения с родителями приобретает особое значение. Новый тип сотрудничества детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием воспитания подрастающего поколения. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; вовлекатьих в жизнь детского сада, заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы сотрудничества.
Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания, на которых проводятся тематические беседы: «Семья-ребёнок-детский сад», «Роль отца и матери в воспитании», «Трудолюбие как качество личности» и другие. Важно, чтобы такие беседы проходили не в форме монолога педагога, а в форме диалога с родителями, где каждый может высказаться по тому или иному вопросу. В связи с карантинными ограничениями небольшие консультации по вопросам воспитания детей мы размещаем в сообществе детского сада в социальных сетях, на сайте детского сада. Также педагогами детского сада разработаны для родителей памятки-консультации по темам: «Как надо любить ребенка», «Родительские заповеди», «Маленькие помощники», «Говорим с ребенком о…».
Большой родительский интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: традиционные выставки поделок «Осень-припасиха», «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Букет для мамы»и участие в семейных творческих конкурсах муниципального и регионального уровней. Традицией стала организация фотовыставок: «Зимние развлечения», «Наши путешествия», «Любимые места моего города», «Мой папа – самый лучший» и др.С целью пропаганды семейных ценностей, воспитания уважения и гордости за родителей педагогами организуются онлайн-акции: «Мама – мастерица», «Папа может» и др.
Проведение праздников с участием родителей способствуют сплочённости взрослых и детей по отношению друг к другу. Не первый год в нашей группе проводится праздник по мотивам телевизионной передачи «Лучше всех», на которой дети рассказывают о своих талантах, конечно же не без участия родителей. Праздники, посвященные дню семьи, международному женскому дню, дню защитника Отечества также проходят с обязательным участием родителей,на которых взрослые вместе с детьми играют, соревнуются, рассказывают стихи, да и просто общаются.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. В каждой группе нашего детского сада организуются многочисленные проекты разной направленности: творческие, исследовательские, практико-ориентированные.
Так, например, в 2020 году был реализован общесадовый проект «Никто не забыт, ничто не забыто…», посвященный 75-летию Победы. Именно семьям наших малышей была отведена ведущая роль в исполнении программы проекта.С помощью родителей была создана «Книга памяти» с фотографиями родственников наших воспитанников, участвовавших в сражениях или работавших в тылу. Родители, бабушки и дедушки записывали видеосюжеты с рассказами о своих родственниках – героях войны,читали стихи о героях, Победе, Родине. Таким образом, педагоги и родители постаралисьнаучитьребят восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, гордость за свое Отечество.
Одна из новых форм работы с родителями — коллекционирование. В группах детского сада периодически организуютсямини-музеи коллективных детских коллекций, иногда домашних коллекций. Таким образом были организованы коллекции открыток, макетов машин, народных игрушек ит.д. Коллекционирование объединяет взрослых и детей, вовлекает в активную познавательную деятельность, развивает универсальные культурные умения. Кроме того, в нашей группе мы организуемвстречи родителей с детьми с целью ознакомления со своим увлечением. Были организованы встречи с Оксаной Александровной К., которая провела мастер-класс по плетению цветов из бисера, и Виталием Сергеевичем С., который рассказал о своем увлечении – резьбе по дереву. Приобщаясь к таким увлечениям, дети углубляют свои знания, формируют гордость за близких им людей.
Великолепной семейной традицией являются совместные походы на природу; экскурсии по городу. Много достопримечательностей можно показать детям, после которых оставить на память фотографии; они всегда будут напоминать малышам о счастливом общении с родителями и будут основой формирования любви к родному городу и краю.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.