Авторская программа "Уголок маленький России" ( Достопримечательности Ставропольского края)
Автор: Фёдорова Дарья Владимировна
Авторская программа «Уголок маленький России» предназначена для работы в старших группах детского сада. Программа направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, создает условия для развития творческих способностей дошкольников, помогает приобрести необходимые знания о талантливых и известных земляках, родном крае – Ставропольской земле, ее культуре.
Краткая аннотация.
Авторская программа «Уголок маленький России» предназначена для работы в старших группах детского сада. Программа направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, создает условия для развития творческих способностей дошкольников, помогает приобрести необходимые знания о талантливых и известных земляках, родном крае – Ставропольской земле, ее культуре.
Содержание авторской программы:
I. Объяснительная записка.
II. Программа кружковой работы «Ставропольская земля – колыбель талантов».
III. Дидактические материалы: приложение к программе кружковой работы «Ставропольская земля – колыбель талантов».
IV. Экскурсионные поездки.
V. Программа факультативного курса исследовательских проектов «Ставропольские писатели».
VI. Список литературы, используемый для реализации авторской программы «Уголок маленький России»
I. Пояснительная записка.
Авторская программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для учащихся основной общеобразовательной школы. Данная программа, рассчитанная на два года обучения, ставит своей целью ознакомление учащихся с литературным наследием Ставропольского края, формирование патриотического сознания дошкольников , пробуждению интереса к культурным ценностям региона.
Закон РФ «Об образовании» предусматривает два компонента государственного образовательного стандарта: федеральный и национально-региональный.
Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.
Личные впечатления, которые появляются у дошкольников в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Основными задачами считаю в области образования:
- расширение и углубление знаний дошкольников дополняющих школьную программу литературе;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;
- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
В области воспитания:
- совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- совершенствование духовных потребностей;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю;
Принципами и подходами, лежащими в основе программы, являются:
- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность
Формы и методы проведения занятий:
1) Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты, атласы, наглядный материал).
2) Видеофильмы, компьютерные программы.
3) Организация экскурсий, выходов в музеи, посещение выставок.
Ожидаемый результат программы:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культуры родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
|
Не де ля |
Программные задачи |
Тема и цель занятия |
Совместная деятельность воспитателя и детей |
Работа с родителями |
Развлече- ние |
|||
С Е Н Т Я Б Р Ь |
1 |
Закрепить знания детей о том, что улица делиться на две части: тротуар и проезжую часть. |
*ЗАНЯТИЕ 1*
Тема:«Наш друг светофор»
-Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов.
- Продолжать работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. |
*игровая ситуация:» Приключения светофорика».(введение в проект) *чтение стих-я:А.Усачев «Домик у светофора» *Художественное творчество: Аппликация: « Разноцветный светофорик». |
* Папка-передвижка: « О правилах дорожного движения».
*Рекомендации для родителей: ( как вести себя в общественном транспорте, при переходе проезжей части, при движении по тротуару…)
|
* Вечер загадок. |
|||
2 |
Закрепить знания о безопасном поведении на дороге. |
*Ситуация общения: « Как правильно себя вести на дороге». * П/и : « Цветные автомобили» *Д/и : « Какой светофор правильный». |
|||||||
3 |
Продолжать работу по расширению представлений о различных видах транспорта.
|
*Ситуация общения: « Мы в автобусе». * Конструирование: « Мы строим светофор».(бумага) * Д/и : « Найди отличия», « Складывания разрезных картинок с транспортом». |
|||||||
4
|
Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора.
|
*Экскурсия по улице микрорайона. * Д/и : « Транспорт». *Д/ и: « Собери светофор». |
|||||||
|
Не де ля |
Программные задачи |
Тема и цель занятия |
Совместная деятельность воспитателя и детей |
Работа с родителями |
Развлече- ние |
|||
О Я Б Р Ь |
1 |
Расширить представления об улицах города. |
*ЗАНЯТИЕ 2*
Тема:« Знакомство с улицей города» - Дополнить представление об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения - магазины, школа, почта и т.д. -Закрепить знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт. -Формировать понятия, что движение машин по дороге бывает и односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога)при двустороннем движении может разделятся. линией. -Знакомить со знаком « Двустороннее движение». |
*игровая ситуация: «Расположи правильно дорожные знаки». *Д/и:« Найди такой же знак». |
* Папка – передвижка.
*Родительское собрание: « Безопасность на улицах города».
* Рисование детей и родителей (совместно): «Где нельзя играть?». |
Развлечение: *«Петрушка в гостях у ребят».( по правилам дорожного движения) |
|||
2 |
Формировать понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним. |
*чтение стих-я: С.Я.Маршак«Светофор» *С/р игра: « Автобус» * Д/и : « Правильно- неправильно». *Экскурсия по улице микрорайона. |
|||||||
3 |
Закрепить знания о назначении дорожного знака. |
*Д/и: « Подбери по цвету»; « Поставь дорожный знак». *Художественное творчество: Аппликация: «Дорожный знак». *чтение: В.И.Мирясова (стихи про транспорт) |
|||||||
4
|
Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге. |
* Беседа с детьми о том :«Как я добираюсь до детсада». * Рассматривание ил-ций: «О поведении людей возле дороги». * С/р игра: « Я шофер». * Х/тв-во. Рисование: «Машины на дорогах». |
|||||||
|
Не де ля |
Программные задачи |
Тема и цель занятия
|
Совместная деятельность воспитателя и детей |
Работас родителями
|
Развлече- ние |
|||||
Н О
Я
Б
Р Ь |
1 |
Закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности. |
*ЗАНЯТИЕ 3 *
Тема: « Путешествие по городу»
- Продолжать знакомить с городом, что в нем много улиц, домов, парков, д/с, школ и т.д.
-Закреплять: -знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобус, троллейбус, трамвае, маршрутное такси; -правила поведения в общест-м транспорте.
- Дать представления о знаке: « Подземный переход».
|
* Д/и : « Пешеходы и транспорт». |