+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Применение ИКТ в образовательном процессе ДОО

Автор: Сергеева Надежда Сергеевна

Краткое описание работы
Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.

 Применение ИКТ в образовательном процессе ДОО

 

Сегодня ИКТ занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить ДОО вне этих процессов просто невозможно. Ускоренному развитию в нашей стране процессов информатизации во многом способствовало принятие на государственном уровне целого ряда документов, нацеленных на развитие информационного общества в РФ [1, с. 15].

С целью реализации современных образовательных приоритетов муниципальной системы дошкольного образования на основе интеграции ИКТ в деятельности ДОО и создания наиболее эффективных условий для такой интеграции, методистами ГЦРО был разработан городской проект «Формирование информационно-образовательной среды муниципальной системы дошкольного образования города Чита». Основные задачи проекта – создание системы оказания практической помощи руководителям и педагогам ДОО в области использования ИКТ и формирование информационно-образовательной среды ДОО как одно из условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.

 Информационную интеграцию ДОО с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизм взаимодействия с родителями, учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно-образовательного пространства. Единое информационно-развивающее пространство ДОО объединяет усилия администрации, педагогов и родителей. Происходит информирование семей дошкольников о деятельности ДОО, о рекламе образовательных услуг, предоставляется информация о современных технологиях развития детей и т.д.

В комплекс мероприятий для родителей  следует включить:
           - создание электронной библиотеки для родителей;

- консультирование родителей в подборе компьютерных развивающих и обучающих игр, программных продуктов для детей разных возрастных групп.

Дозированное применение информационных средств в дошкольном образовании способствует решению задач всех образовательных областей, выделенных в ФГОС к структуре основной образовательной программы ДОО, не заменяя, а дополняя традиционные способы организации деятельности дошкольников, поэтому комплексное использование предметно-развивающей среды и компьютерных средств в образовательном пространстве ДОО – это реальная возможность погрузить ребенка в мир творчества и открытий, обучения и игровой деятельности.

В дошкольном образовании компьютер и другие информационные средства должны играть вспомогательную роль. Тогда возможности компьютерных комплексов создадут предпосылки для истинно творческого труда, помогая осуществлять процессы самореализации личности, изменяя характер творчества человека, формируя личностные качества, развивая индивидуальность [12, с. 108].

Важнейшая задача для педагогов ДОО заключается в том, чтобы не заменять средствами компьютерных технологий традиционные средства дидактики игры, а включать их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.

В ходе внедрения информационных средств в образовательный процесс ДОО, руководство детского сада нередко сталкивается с проблемой неготовности педагогов использования компьютера в воспитательно-образовательном процессе, вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-компьютерной компетентности, поэтому в целях повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного учреждения рекомендованы следующие формы работы:

- методические недели;

- мастер - классы;

- школа педагогического мастерства;

- наставничество;

- обучающие семинары;

- работа в паре;

- тематические семинары.

С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОО целесообразно организовать работу «Школы педагогического мастерства», где педагоги, владеющие в совершенстве компьютером, делились бы опытом, проводя открытые показы, на которых представлен лучший опыт внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс.

Для любого педагога ДОО, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут [22, с. 185]. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. В ДОО необходимо создать такие условия, когда педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми, побывать на родительских собраниях и консультациях с использованием ИКТ.

Необходимо уделить внимание и такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий ИКТ, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к. педагог, владеющий в совершенстве компьютером, помогает приобрести практические навыки работы на компьютере начинающему педагогу и отвечает за его проблемные ситуации [26, с. 78].

Старшему воспитателю целесообразно проводить тематические мастер-классы по вопросам информатизации. Цель мастер-класса – обучение педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. Примерная тематика мастер-классов:

• «Работа с программой Microsoft Word»;

• «Создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint»;

• «Освоение программы Microsoft Publisher»;

• «Интернет»;

• «Разработка конспектов занятий с использованием ИКТ»;

• «Работа на блоге».

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности назрела необходимость организации и проведения других мероприятий. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИКТ-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых ИКТ в работе с детьми, проводятся конкурсы:

- компьютерных плакатов;

- компьютерных презентаций «Моя группа»;

- электронных методических материалов и презентаций для занятий;

- информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher и т.д.

Сегодня ИКТ занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить ДОО вне этих процессов просто невозможно. Ускоренному развитию в нашей стране процессов информатизации во многом способствовало принятие на государственном уровне целого ряда документов, нацеленных на развитие информационного общества в РФ.