+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие диалогической речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений

Автор: Варламова Елена Ивановна

Последние десятилетия наметилась тенденция заметного снижения уровня речевого развития детей третьего года жизни. В качестве основных причин можно выделить:

- ухудшение здоровья детей. В настоящее время у многих новорожденных выявляются различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Речь страдает одной из первых, так как её развитие находится в прямой зависимости от созревания головного мозга;

- недостаточность общения взрослых с детьми;

-отсутствие у детей навыков практической ловкости. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками. В развивающем плане пальцы детей недополучают элементарных тонких движений, а это, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга.

      Условно все пальчиковые игры и упражнения можно поделить на следующие группы:

   1. Пальчиковые игры с самомассажем кистей и пальцев рук («Надеваем перчатки», «Согреем руки», «Молоточек» и т. д.).

   2. Игры на развитие сенсорных эталонов (игры с пирамидками, шнуровками, вкладышами, матрёшками, стёжками-застёжками; игры с песком и водой, игры с волчками, игры с художественными материалами – красками, пластилином и т. д.).

   3. Игры-манипуляции, сюжетно-пальчиковые упражнения («Моя семья», «Сорока», «Идёт коза», «Мальчик-пальчик», «Замок», «Сидит белочка в тележке» и т. д.).

    Уверена, что успехов в речевом развитии детей можно достичь только при условиях взаимодействия педагогов, родителей и детей, создания развивающей предметно-пространственной среды и групп игр, направленных на развитие мелкой моторики.    

   Применяю различные формы работы с родителями (родительские собрания, консультирование, выставки литературы, мастер-классы, конкурсы по изготовлению пособий по развитию мелкой моторики и др.).

   Немаловажной частью своей работы по данной проблеме я считаю и работу с воспитателями, результатом которой является повышение их педагогической компетенции, уровня профессионализма и мастерства.

   И, наконец, никакая работа не будет успешной и плодотворной без создания развивающей предметно-пространственной среды, являющейся одним из определяющих факторов воспитания малышей.

   Предметно-пространственная среда в группе по проблеме развития мелкой моторики создавалась с целью формирования у детей тонких движений пальцев рук и повышения уровня их речевого развития в самостоятельной деятельности. Она представлена:

   - экологическим центром, в котором имеется различный природный материал: ракушки, камешки, шишки, жёлуди и т. д.;

   - уголком творчества, оснащённым разнообразными художественными материалами и средствами, такими как восковые мелки, масляные карандаши, гуашевые кисти, краски, бумага, трафареты, раскраски, пластилин, масса для лепки, вспомогательные материалы;   

    -уголком сенсорики и развития мелкой моторики под названием «Ловкие пальчики», включающим различный игровой материал и пособия: пирамидки, шнуровки, вкладыши, матрёшки, стёжки-застёжки, волчки, разнообразные виды конструкторов, мозаики, рамки, сенсорные коврики и т. д.;

   -уголком театрализованной деятельности, представленным несколькими видами настольного и пальчикового театров, театром на фланелеграфе, театром резиновых игрушек и кукол би-ба-бо.

   Созданная в группе среда безопасна для детей; соответствует их возрастным особенностям; содержит не только известные детям объекты, но и те, которые побуждали бы малышей к последующей деятельности, направленные на ближайшую зону развития ребёнка.

   На основе проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:    -

   - действительно существует закономерность – если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту детей, то и речевое развитие у них находится в пределах нормы, и наоборот, если же движения пальцев рук у детей отстают от нормы, то у таких детей задерживается и речевое развитие;

   - систематическое проведение различных видов пальчиковых игр и упражнений влечет за собой интенсивное развитие речи.

Список литературы

   1. Белая Н.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 2003.

    2. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб: Паритет, 2002.

   3. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007.

   4. Галянт И.Т. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание – №1.

   5. Гризик Т.И. Назови и расскажи: пособие для детей 3–4 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2007.