+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие социального партнерства ДОУ с родителями как фактор повышения качества образования

Автор: Верзакова Ирина Павловна

Сегодня идет признание приоритета семейного воспитания, и оно требует иных форм взаимодействия семьи  и детского сада. Многие родители рассматривают детский сад лишь как выход из затруднительного положения. Общение со своими  детьми многие родители сводят на бытовой уровень, как правило, к вопросам: «Что ел? Почему такой грязный с прогулки пришел?» В свободное от работы время современные родители заполняют просмотром телепередач, папы чаще заняты игрой в компьютер,  мамы заняты бытовыми проблемами, поэтому остаётся мало времени для свободного, радостного общения с детьми. В этой ситуации на детский сад родители переносят ответственность за воспитание. Такой стиль воспитания освобождает родителей от чувств вины по отношению к детям,  они сохраняют привычный образ жизни, в какой - то степени освобождаются от страха, что их собственная педагогическая не компетентность может повлечь за собой проблемы в  воспитании.
   На данном этапе ведущей целью взаимодействия структурного подразделения «Детский сад» с семьёй – это создание необходимых  условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников обеспечивающих   целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания и образования. Сегодня дошкольное образование действительно должно получить статус суверенной и самоценной ступени образования, а не только формы воспитания определённой возрастной группы от 1 до 7 лет жизни. Эта ступень должна быть органична, вписана в систему общего образования. Новизна отношений между ДОУ и родителями на этой ступени  определяется понятием как «социальное партнерство». Социальное партнерство – система механизмов согласования интересов участников процесса: родителей и педагогов основанная на равном сотрудничестве.
   Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а так же родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
   Одной из главных целей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития, формирование педагогической компетенции родителей.
   Основываясь на выше сказанное, определяется ряд задач для работы с родителями:

-повысить психолого-педагогическую культуру родителей, активизировать и обогатить их психологические знания и умения;

- привлечь родителей к совместной деятельности с детьми;

-активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.
   В большинстве случаев, родители, имеющие детей с задержкой психического развития, чувствуют себя не удовлетворёнными, подавленными, не понимают реальных причин, из-за которых у ребёнка возникают проблемы в обучении, от ребёнка требуют того, с чем он не в силу своих особенностей справиться не может. Такое поведение самых близких людей воспитывает в ребёнке комплекс неполноценности и другие негативные проявления. Есть другая категория родителей, которые стремятся к повышению своих знаний в области воспитания детей: просят совета, знакомятся с информацией, которая пополняет их знания в вопросах воспитания и образования. Для того чтобы образование родителей осуществлялось конструктивно, необходимо их привлекать к активному участию в педагогическом процессе.
   Когда родители слышат, что их ребенку нужна помощь учителя-дефектолога, в  глазах стоит страх, паника, а нередко и слезы. Возникает много вопросов:
«Почему?», «Это излечимо?», «Почему именно у моего ребенка?», «А кто сможете помочь моему ребенку?». В эту минуту  родители, прежде  всего,  нуждаются в поддержке, поэтому проводятся индивидуальные беседы, идёт  убеждение родителей, что задержка психического развития не является приговором. 
   Рядом с ребёнком должен постоянно находиться любящий и понимающий его человек. Развитие зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер этого общения, недостаток положительных и эмоциональных контактов негативно отражается на личности ребёнка и его поведении. Необходимо подвести родителей к девизу: «не обходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». Вера в собственные силы и способности ребёнка придадут родителям душевную силу и поддержку.
   Чтобы достичь положительного результата, работу ведётся по следующим направлениям: 
   1. Диагностическое направление включает в себя  анкетирования на темы: «Мой ребёнок», «Здоровая семья», «Что мы ожидаем от ДОУ»; индивидуальные беседы: «В кругу семьи», «Речевое общение» «Моё дитя». По результатам анкетирования и индивидуальных бесед определяются следующие типы семей:
* высокий уровень эмоционально нравственной культуры (20%). Родители принимают ребёнка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями, такие родители серьёзно относятся к воспитанию, они стремятся к единым требованиям;
* средний уровень образованности (50%). Особое внимание такие родители уделяют материальному обеспечению, идёт безразличие к интересам и увлечениям детей. В таких семьях идёт нарушение стиля семейного воспитания.
* семья живёт каждый своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции (30%). Родители в этой семье не уделяют достаточного внимания воспитанию детей, не считают воспитание и образование ребёнка жизненно важной проблемой.
   2. Коррекционное направление: разработаны индивидуальные маршруты  для каждой семьи, где учитывается материальное положение, жилищные условия,  предметные окружения, определяется психологический климат в семье, эмоциональный настрой на сотрудничество  родителей с ДОУ.
   После диагностического и коррекционного направлений следует аналитическое направление.
   3. Аналитическое направление: проводится системный анализ процесса сотрудничества в семье родителей и ребёнка, идёт преодоление стандартного взгляда родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. 
   4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление:  в данном направлении используются индивидуальные и подгрупповые консультации. Они  помогают ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, побуждают  родителей серьёзно рассмотреть вопросы воспитания и образования своих детей, так же консультации помогают родителям  выявить  потребности своего ребёнка. 
   При проведении индивидуальных консультаций рекомендуется придерживаться определённых требований: 
- рекомендации, советы, даваемые родителям должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребёнка;
- каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания;
- прежде чем что-то посоветовать родителям идёт тщательная подготовка (изучения рабочих тетрадей, детских работ, поделок);
-  в ходе консультации необходимо дать возможность родителям высказать свое мнение и своё отношение к проблеме;
- консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз;
- результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей. 
   Совместно с родителями обсуждаются ход и результаты коррекционной работы; анализируются причины незначительного продвижения в развитии.  Совместно с родителями  выстраивается план дальнейшей работы по преодолению трудностей. Важным условием работы с родителями на данном этапе  является формирование у них адекватной оценки психического состояния своих детей.
   Поэтому педагоги коррекционной группы   стараются установить партнёрские отношения с семьей каждого ребёнка; объединить усилия родителей и педагогов для развития и воспитания ребёнка; создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, объединить интересы; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
   В начале учебного года, совместно с педагогами, проводятся  родительское собрание для родителей вновь поступивших детей. Здесь происходит знакомство  с общей организацией коррекционно-педагогической работы в ДОУ, с ролью родителей в воспитании детей с задержкой психического развития, с приемами активизации познавательной деятельности детей в их повседневном общении с родителями.
   Общие родительские собрания проводятся  3 - 4 раза в год. Эффективность зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы. Привлекаются в качестве выступающих психотерапевт, врач-психиатр. Они объясняют родителям, что включает в себя психологическая готовность к школьному обучению; знакомят  родителей с физическим и нервно - психическим развитием ребенка, что повышает значимость таких выступлений для родителей, а систематичность проведения родительских собраний вырабатывает у родителей привычку их посещать. Место и время четко оговорено, а тематика собрания согласована, затем она размещается  на стенде по  работе с родителями. Каждое родительское собрание завершается подведением   итогов и конкретными рекомендациями, которые понятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень развития   родителей. Особенно запоминающие собрания были на следующие темы:  «Прогулка с детьми как средство общения и развития их представлений об окружающем мире»; «Стиль общения с ребенком. Наказания и поощрения»; «Развивающие игры и их место в семейном досуге».  Родители высказывали своё мнение, делились опытом, задавали различные  вопросы. Мамы и папы приносили, показали и рассказали об играх, применяемых в домашних условиях. Положительно зарекомендовали себя видеозаписи с фрагментами занятий сопровождающими комментариями.
    Практика показывает, что если подготовиться творчески к собранию, активно привлечь  родителей, то оно проходит живо, интересно, результативно. Что приводит к социальному партнёрству.

  5. Организационно - методическое направление: работа ведётся  по вовлечению родителей  в совместную деятельность с детьми и педагогами. Используются такие формы работы, как участие в экскурсиях, праздниках, открытых занятиях. Совместными усилиями педагогов и родителей создаётся  газета «Дошколёнок». Положительно зарекомендовали себя информационные блоки для родителей, изготовление буклетов для родителей, участие в городских конкурсах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
   Положительные отклики от родителей получили за проведение викторины «Умники» и «Умницы», где участниками игры стали сами родители. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. В совместной деятельности происходит устранение отчуждения, вселяет уверенность в успех совместной работы, решает многие проблемы.
   Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов. Родителям следует обращать внимание ребёнка на конкретные объекты и явления природы (цветок, птица, облака, осенний лист, и т.п.), объясняют требования связанные с его безопасностью и созидательным отношением к представителям животного и растительного мира.
   Проводятся открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности, где родители могут увидеть положительную динамику развития своего ребёнка. Также применяются практические приемы, которые родители могут использовать в домашних условиях при совместной деятельности с ребёнком. Из «зрителей» и «наблюдателей» мамы и папы  становятся активными участниками образовательного процесса.
   В газете для родителей отмечаем интересные случаи из жизни детского сада, описываем, как проводят дети время в детском саду. Выносим благодарность родителям за участие, за оказанную помощь. Очень актуальны в нашей группе изготовление буклетов с различной информацией «Наши пальчики», «Непослушный язычок», «Игры со счетными палочками», «Сказка-терапия», «Кукла-терапия» и т.д. 
   Наши воспитанники принимают участия в различных городских мероприятиях: «Весенняя карусель»» для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Музыкальный серпантин», «Театр и дети», эстафеты посвященные дню города, участие детей и родителей в конкурсе рисунков «Мой город – Златоуст», «Мой Таганай» т. д.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в ней нет места семье!  
   На данном этапе идет формирование  у родителей желания помочь своему ребёнку, общаться с ним; умение правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам)  ребёнка. 
   Ребёнок не может существовать в не семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда  конфликты, не понимания, не уверенность. Во избежание этого не обходимо, что бы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Такое качество в воспитании и образовании позволит обеспечить «равным стартовым возможностям» детей с задержкой психического развития при поступлении в школу.
Основываясь на результаты работ с родителями которые позволяют рассчитывать на ощутимое повышение эффективности образовательного процесса при одновременном снижении тех негативных тенденций в сфере физического и психического здоровья детей, которые наблюдаются в последние время. 
   Таким образом, социальное партнерство ДОУ с родителями на сегодняшний день, как фактор повышения качества образования показывает, что взаимодействие педагогов детского сада и родителей помогает качественно подготовить будущего первоклассника  к школе.