Семинар-практикум "Малая Родина в патриотическом воспитании дошкольников
Автор: Аверина Светлана Николаевна
Семинар – практикум
Цель: Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
- создание системы нравственно - патриотического воспитания;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
- формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
- воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
- развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
- расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
- ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:
1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).
2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).
3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).
4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг), географическое положение, народонаселение).
5. «Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны).
6. «История России» (от былинных богатырей до наших дней).
7. «Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).
8. «Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).
Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие.
Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т.д.
2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. В группах оформлены уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.
Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера.
Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории своего поселка, края, традиции. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают определённые знания
до 3 лет
Называть имена членов своей семьи и воспитателей.
Напоминать детям название поселка, в котором они живут.
Воспитывать интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия
3 - 4
Формировать первичные представления о малой родине: напоминать детям название поселка, в котором они живут; обсуждать с детьми, где они гуляли в выходные дни и пр. Воспитывать интерес и любовь к малой родине. В дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.
4-5
Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Дать детям представление о том, что такое семья, дать детям первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.). Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.п.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного поселка, его достопримечательностях.
Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине — России. Воспитывать уважение к государственным символам, дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т.п.).
5-6
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее достижения, героическое прошлое, уверенность в счастливом будущем.
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - большая многонациональная страна, знакомить с народными традициями и обычиями (с учетом региональных особенностей и национальностей детей группы). Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Показывать Россию на карте, глобусе.
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
6-7
Продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, расширять представления о малой родине. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного поселка.
Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о нашей Родине — России. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
Продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять знания о государственных праздниках. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Рассказать, что Россия — самая большая страна мира, показать Россию и Москву на карте.
Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Рассказывать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса.
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т.д.).
Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Моя Родина - Россия».
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи.
- Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
- Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
- Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
- Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
- Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
- Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.
- Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
Модель патриотического воспитания в современных условиях
Напрвления:
I Экологическое
II Историко-краеведческое
III Культурное
I- Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Наиболее эффективными формы и методы работы с детьми по приобщению воспитанников к культуре и традициям своей малой Родины это
- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии ;
- привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);
- рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
- беседы с детьми о стране, родном поселке;
- разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок,
- прослушивание музыкальных произведений;
- знакомство детей с народной декоративной росписью;
- личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой поселок и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Чтобы дети повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др. Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
Задание:
«Исключи лишнее из списка…».
Назовите лишних птицы, которые не водятся в Приморском крае:
- уссурийский зуек, филин, фламинго, синица, ястребиный сарыч, фазан, даурский журавль, черный журавль
- рябчик, ласточка, зеленая кваква, японский бекас, тукан, горный дупль, мандаринка,
- кукушка, куропатка, колибри, баклан, большая поганка (чомга),
- фрегат-ариель, марабу, клоктун, кречет, сапсан, средняя черная цапля,
- древесная трясогузка, дятел, казуар, скопа, дубонос, беркут, японский журавль.
Приморский край - это место, где гнездятся или зимуют 2-3 миллиона птиц.
Редкие и исчезающие виды Приморья
Звери: амурский тигр, дальневосточный леопард, дальневосточный лесной кот, гималайский медведь, уссурийский пятнистый олень, амурский горал могера, солонгой.
Пресмыкающие: дальневосточная черепаха, узорчатый полоз, тонкохвостый полоз, красноспинный полоз.
Рыбы: сахалинский осетр, микижа, черный амур, сом солдатова, китайский окунь, черный амурский лещ, морской судак, дальневосточная зубатка,