+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Нейроигры в работе учителя-логопеда

Автор: Беляева Галина Владимировна

Нейроигры в работе учителя-логопеда

  Для современного логопеда открываются широкие просторы для увеличения эффективности работы по исправлению дефектов речи дошкольников. На подмогу приходит, например, кинезиология как один из нейропсихологических методов коррекции нарушений развития детей. Кинезиология - наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Одним из проялений кинезиологии выступает нейроигра.

   Нейроигра - это телесно-ориентированные упражнения, позволяющие через тело воздействовать на структуры мозга. Нейроигры и упражнения на занятиях становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи.

   Для достижения положительного результата коррекционной деятельности при применении нейроигр учителю-логопеду следует соблюдать определенные правила:

- начинать занятия индивидуально;

- задействовать не менее двух органов чувств;

- менять привычные маршруты выполнения движения;

- регулярное выполнение упражнений.

   Все нейроигры, найти и придумать которые не составит большого труда, способствуют общему развитию ребенка, но главное запускают процессы, активирующие речь. Нейроигры улучшают работу правого и левого полушария. Каждое упражнение активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. И новый материал воспринимается детьми естественно, одновременно умом и телом, и поэтому лучше усваивается, а также поддерживается положительный эмоциональный настрой, стойко удерживается интерес детей к изучаемому материалу.
Нейроигры для детей 2-3 лет.

«Ушки». Мочки ушей нужно потянуть вверх-вниз. Среднюю часть ушей тянем вперед-назад и вправо-влево.

«Ладонь-кулак». Ладони кладем на стол. Одну – сжимаем в кулак, вторая  лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращиваем скорость выполнения упражнения.

«Ладушки» на новый лад. Хлопаем руками, меняя расположение ладоней: перекрестный хлопок, хлопок одна ладонь вниз, другая вверх, кулачками, пальцы растопырены.

Нейроигры для детей 3-4 лет.

«Червячок в яблочке». Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют выставленный палец (на левой руке). Нельзя, чтобы два «червячка» были на «яблоках» одновременно.

Упражнение «Класс – заяц». Левой рукой показываем «класс» (большой палец вверх, рука – в кулак), правой – «зайчика» (указательный и средний палец прямо, остальные сжаты). Одновременно менять положение рук, постепенно наращивая скорость.

Упражнение «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука - от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному. При этом проговариваем звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение можно повторять в прямом и в обратном порядке.

Нейроигры для детей 4-5 лет.

«Веселая грядка». Ребенок раскладывает предметы в две корзинки. Если в названии предмета присутствует звук [а], то нужно положить его в левую корзинку. Если звук [у] - в правую. Картинки с предметами выбирайте, исходя из поставленной задачи.

«Нос-ухо». Левой рукой нужно взяться за правое ухо, правой рукой - за нос. После чего делаем хлопок руками и меняем руки в точности наоборот. Параллельно с выполнением упражнения произносим звуки, слоги или слова.

Нейроигры для детей 5-6 лет.

«Умные пальчики». На листе бумаги изображены ладони левой и правой руки, каждый палец - определенного цвета. Перед ребенком лежат карточки с картинками, а под ними определенный цвет, который соответствует тому или иному пальцу на ладони. Ребенок соотносит цвет под картинкой с цветом пальца, поднимает пальцы обеих рук и называет то, что изображено на картинке.

«Кулачок-ладошка». Произнесение слогового ряда соответственно предложенному ритмическому рисунку. Ребенок одновременно отхлопывает и произносит слоговой ряд, хлопком выделяя ударный слог.

Нейроигры для детей 6-7 лет.

«Кулачок-ладошка» - левая рука «кулачок», правая – «ладошка», одновременная смена рук.

«Оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки».

«Кулак» - «ладонь» - «ребро». Поочередно меняется положение рук.

«Кольцо». Поочерёдно соединять в кольцо большой палец со всеми пальцами   последующими в прямом и обратном порядке.

«Дождик» -встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз

«Улитка с домиком». Исходная позиция: «зайчик» (ушки вперёд) и кулачок сзади. Меняем руки.

«Ухо - нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.