Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста
Автор: Овсянникова Лидия Алексеевна, Калабельникова Светлана Николаевна
Актуальность темы обусловлена взаимосвязью моторных навыков и когнитивного развития детей. Мелкая моторика – это способность контролировать малые мышцы, в частности, мышцы рук и пальцев, что необходимо для выполнения точных движений, таких как письмо, застегивание пуговиц и манипуляции с мелкими предметами. Развитие этих навыков тесно связано с развитием речи и языковых способностей, так как оба процесса активируют схожие области мозга.
Цель исследования заключается в изучении степени взаимосвязи между развитием мелкой моторики и усовершенствованием речевых навыков у детей раннего возраста. Исследование стремится определить, как упражнения на мелкую моторику могут способствовать улучшению речевых навыков, а также разработать методики и упражнения, которые могут быть использованы родителями, воспитателями и специалистами для стимуляции речевого развития через развитие мелкой моторики.
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста является предметом множества исследований в области психологии развития, нейропсихологии и логопедии. Мелкая моторика включает в себя управление малыми мышцами, особенно в руках и пальцах, что необходимо для выполнения точных и координированных движений. Развитие этих навыков имеет важное значение для ряда повседневных задач, включая письмо, рисование, и манипуляции с мелкими предметами [1, c. 15].
Существует теория, что мелкая моторика и речь связаны через нейронные пути, используемые для планирования и координации движений. Например, для того чтобы произнести слово, требуется сложная координация дыхательных путей, голосовых связок и артикуляционного аппарата, что аналогично точным и координированным движениям, необходимым для мелкой моторики.
Исследования показывают, что дети, которые активно занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, такими как рисование, лепка, использование ножниц или музыкальные инструменты, могут демонстрировать более быстрое развитие речи. Это может быть связано с тем, что при выполнении задач, требующих мелкой моторики, активируются те же области мозга, что и при речевой активности, что, в свою очередь, стимулирует нейропластичность и облегчает развитие речевых навыков
[2, c. 595].
Кроме того, упражнения на мелкую моторику могут способствовать развитию внимания, концентрации и визуально-пространственных навыков, которые также важны для языкового развития. Например, способность следить за движением руки при письме или рисовании может коррелировать с способностью следить за движением речевого потока и пониманием языка
[3, c. 80].
Таким образом, существует значительная взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речевыми навыками у детей раннего возраста. Улучшение мелкой моторики может способствовать развитию речи и наоборот, поскольку обе эти сферы развития активируют схожие области мозга и требуют сложной координации и контроля. Активности, направленные на развитие мелкой моторики, такие как рисование, лепка, и игра на музыкальных инструментах, могут стимулировать нейропластичность мозга, что в свою очередь способствует развитию речи. Это связано с тем, что такие виды деятельности требуют прецизионного контроля мышц, аналогичного тому, который необходим для артикуляции слов. Улучшение мелкой моторики также связано с развитием когнитивных функций, таких как внимание, концентрация и визуально-пространственные навыки, которые важны для языкового развития. Развитие этих навыков через мелкомоторные упражнения может оказывать положительное влияние на речевое развитие.
Список использованной литературы
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и
упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 64 с.
2. Лобанова Н.Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей / Н.Н. Лобанова // Молодой ученый. – 2014. – № 20 (79). – С. 595-596.
3. Лукьянова О.Л. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 78-89.