+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Экспериментальная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста

Автор: Лихачева Лидия Павловна

Краткое описание работы
Экспериментально – исследовательская деятельность играет важную роль в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста. Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления.

 

Экспериментальная деятельность в речевом развитии детей дошкольного возраста.

 «Умейте открывать перед ребенком в окружающем                     мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

                                                                                                      Сухомлинский В.А.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

 Экспериментально – исследовательская деятельность играет важную роль в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.  Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

И в речевой деятельности можно экспериментировать. Существуют различные приемы и методы. Вот например словотворчество. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи детей. Показано, что первые годы жизни являются периодом усиленного словотворчества. Детское словотворчество возникает на основе обобщения и анализа речи, экспериментов и игр со словом как предметом, и интуитивного осознания грамматических форм. Теоретически оно объясняется недостаточным пониманием разнообразия грамматических форм и небольшим опытом общения детей раннего и дошкольного возраста. Словотворчество представляет собой единство подражания и творчества.

Детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка.  Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка.

Одним из эффективных методов развития речемыслительной деятельности ребенка  является работа над  созданием нерифмованного стихотворения – «Синквейна». 

Написание синквейна является формой свободного творчества. Простота построения синквена делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который быстро позволяет получить результат. Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Я помогаю и поощряю стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

 

 (на слайде план составления синквейна)

Предлагаю вам составить синквейн по теме нашего семинара «Экспериментирование»

В своей работе при организации познавательно – исследовательской деятельности использую литературные произведения.

К таким произведениям предъявляется ряд требований: интересный сюжет, соответствие возрастным возможностям детей, наличие динамики, загадки, интриги, недосказанности, выхода на необходимость включения в исследования. Это и есть мотивация исследования. Дети уже включились в сюжет и обдумывают пути спасения  кого – либо, разгадки тайны, исправления чьей – то ошибки, восстановления справедливости.   

Началом активного апробирования исследовательских умений детьми является прочтение той  части отобранного литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию.
Затем чтение произведения прерывается, и я помогаю детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотеза (их может быть несколько). Все гипотезы я принимаю и одобряю. Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждаются полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации.  

 

Салат из сказок. Интересно с детьми экспериментировать в этом направлении. Этот метод, на мой взгляд, самый легкий. Все мы умеем готовить салат. Нарезать помидоров, огурцов, добавить лук, укроп, петрушку, перемешать все с майонезом, и – салат готов. Вот таким же образом можно сочинить и сказку. Свести вместе героев разных сказок, добавить немножко «соуса» собственной фантазии, и посмотреть, как они будут взаимодействовать  друг с другом, что из этого получится. Джанни Родари назвал такой метод сочинения сказок «Салатом из сказок».

Чего только  может не произойти в нашей сказке, ведь сказочники – мы сами.  

«Перевирание» сказки. Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка пережить ее заново. В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие. Она поможет ребенку избавиться от иных навязчивых идей: научит не бояться волка, представит в менее гнусном свете лешего и в смешном виде ведьму.

Сказка «Наизнанку». Красная Шапочка  злая, а волк добрый. Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов. Метод «выворачивания сказки наизнанку» годится не только для пародирования, с его помощью можно нащупать исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом другом направлении.

 

Наверняка, каждому из вас знакомы карты Проппа.

На этих картах обозначены события в народных сказках. Русский ученый Владимир Пропп обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций. Эти ситуации и называются картами Проппа. Всего их 31. Такие ситуации – кирпичики, с помощью которых строится здание сказки. Работая с картами Проппа, дети учатся: определять  жанр произведения; выделять основное содержание сказки; делить текст на части; запоминать последовательность событий; выстраивать схему содержания, опираясь а карты Проппа и уверенно манипулировать ими; передавать свое отношение к положительным и отрицательным героям сказки.

 

Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности. Развитие речи прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Кроме этого экспериментирование само по себе возможно, как мы сегодня убедились, и в речевой деятельности дошкольников.