Современные образовательные технологии в реализации ФОП ДО ("Маршрут выходного дня" по региональному компоненту)
Автор: Капустина Валентина Валерьевна
В материале представлены результаты проведенной работы по реализации образовательных технологий в рамках ФОП ДО "Маршрут выходного дня" и Фотопоиск. Работа была направлена на привлечение родителей в образовательный процесс. Данная технология способствует обеспечению воспитательной среды через совместную деятельность педагогов-детей-родителей, формируя тем самым детско-взрослую общность.
В рамках реализации Федеральной образовательной программы я использую технологию «Маршрут выходного дня» с целью изучения достопримечательностей и природы родного города, что на сегодняшний день является важным звеном в развитии дошкольника.
Отлично проведённые выходные не только способствуют сплочению группы и всех членов семьи, но и помогают понять ребёнку, как он важен для родителей, формируют его связи с окружающим миром. Для взрослых семейная прогулка является уникальной возможностью не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями регионального компонента, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и бережное отношение к природе.
В рамках проекта я знакомлю детей с родным краем: с историко-культурными национальными и географическими природными особенностями, формирующие у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Критерии разработки маршрута выходного дня:
- определение логистики маршрута;
- отбор и обработка познавательного материала, составление перечня вопросов для беседы родителей с ребенком;
- подбор в помощь для родителей литературных произведений для чтения и заучивания с ребенком;
- определение видов детской деятельности, возможность организации которых обусловлена спецификой маршрута (задания для детей и родителей во время прогулки и после прогулки);
- оформление «маршрута выходного дня».
Алгоритм подготовки маршрута выходного дня является одним из важнейших моментов в работе. В первую очередь мы должны определить вид и тему маршрута. Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему, которая является стержнем, объединяющим все объекты в единое целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для детей. Способ маршрута определяется с учетом его вида (пеший, велосипедный).
В качестве объектов маршрута могут быть выбраны: памятные места; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты; экспозиции музеев, галерей, выставок; памятники архитектуры, искусства и многое другое.
1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
Маршрут № 1. «Архитектура родного города»
Задачи: закрепить знание об архитектуре родного города; познакомить с историей возникновения, именем основателя, древними постройками. Закрепить знание своего адреса.
В результате этой экскурсии дети и родители узнали историю создания курортного парка. Дары Кавказской природы, соединяясь с плодами полуторавекового труда и вдохновения людей создали такое диво, как курортный Ессентукский парк.
Маршрут № 2. «Природа Ставропольского края»
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
Обучающие:
Знакомство с деревьями, растущими на территории парка и их функциями;
Дать первоначальные сведения о карте местности;
Развивающие:
Развитие познавательного интереса ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
Приобретение детьми опыта исследовательской деятельности;
Развитие мотивации на здоровый образ жизни.
Безопасность: соблюдать правила поведения в природе.
Формировать интерес к деревьям к их специфике сезонного развития, взаимосвязи растений с окружающей средой;
Формировать основы экологического сознания и культуры, развивать любознательность.
Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
Воспитательные: Создавать ситуацию, формирующую чувство ответственности, доброго отношения друг к другу, к природе;
Воспитывать культуру общения;
Расширить кругозор в области изобразительного искусства, научить различным способам изображения деревьев.
Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять.
В процессе экскурсии дети познакомились с разнообразием растительного мира в парке г. Ессентуки. Изучили особенности строения деревьев.
Маршрут № 3. «Экологический фактор по оздоровлению людей»
Цель: формировать представление у детей о родном городе как здравнице курорта.
Задачи:
1.формировать первоначальное представление о здоровьесберегающих технологиях, исторически сложившихся в институте механотерапии им. Г. Цандера.
2.Прививать интерес к историко-здоровьесберегающему наследию города-здравницы Ессентуки.
3.Способность к возникновению чувства гордости за архитектурный памятник Механотерапии города-здравницы Ессентуки.
В результате данной экскурсии дети познакомились с историей возникновения института механотерапии им. Г. Цандера. Узнали о разнообразных интересных спортивных снарядах, которые с давних времен используются для оздоровления организма людей.
Внедряя «маршрут выходного дня» в практику, мы должны оказать помощь родителям, которые с данной формой работы сталкиваются впервые.
Помощь может заключаться следующем:
• информирование родителей о «маршрутах выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов и информационно-коммуникационных форм работы;
• получение обратной связи в процессе общения с детьми (обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения);
• вовлечение детей и родителей в создание тематической выставки: оформление фотоотчетов, стенгазет, книжек-малышек, выставок поделок, вернисажей.
• трансляция эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях
Так же мы можем оказать родителям педагогическую поддержку, рассказав:
• об алгоритме проведения совместной прогулки,
• об особенностях выбора объектов природного и социального окружения для наблюдения с детьми,
• об организации разнообразных видов детской деятельности в условиях прогулки.
По итогу пройденного маршрута выходного дня необходимо провести сбор информации и ознакомиться с полученными результатами:
• Выслушать рассказы детей и взрослых, рассмотреть фото и видеоматериалы с прогулки.
• Организовать выставки, провести конкурсы детского творчества, фотовыставки из предоставленного материала.
• Демонстрация презентаций и фотоколлажей на общих родительских собраниях и на сайте детского сада.
• Анализ предложений и пожеланий родителей, педагогов, детей на перспективу.
На занятиях познавательного цикла я также уделяю внимание знакомству с историей Малой Родины. Провела беседы с детьми о пользе Минеральных источников для здоровья, а также о природном разнообразии родного города.
Отношение к своей Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой и изучением достопримечательностей родного города. Это является источником не только материального, но и духовного существования человека. Природоведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре своей Родины и направлена на становление ребенка как личности.
Современная педагогическая технология «ФОТОПОИСК»
В современной программе в детских садах используют официальный аккаунт в соц.сетях, чтобы информировать родителей об образовательных событиях с детьми и проводить опросы. С помощью госпаблика сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Я предложила родителям вместе с детьми отправится на фотопоиск и решить проблемный вопрос за пределами детского сада. И разместить ответ в виде фото и видео в соц.сети.
Родители взаимодействуют с ДОО в удобном для них онлайн-формате, проводят больше времени с детьми. Воспитатель реализует региональный компонент в рамках решения задач рабочей программы воспитания. Воспитанники узнают много нового о родном городе и обсуждают «находки» в группе.
Главная задача «фотопоиска» – вовлечь родителей в воспитательный процесс и познакомить дошкольников с историей, культурой и достопримечательностями малой Родины.
«Фотопоиск» –совместная деятельность детей, родителей, педагога, которая позволяет им реализовать творческий потенциал и формирует детско-взрослую общность.
Чтобы организовать фотопоиск, я предложила родителям задание по следующей теме «Защитники страны».
Основные задачи были представлены в месенджере WhatsApp в чате нашей группы.
Я предложила задания: «Найди след Защитников страны» (Есть ли в нашем городе памятники, бюсты, стэллы защитникам страны).
v Сначала семья ищет информацию: есть ли поблизости памятники, музей Защитникам страны, упоминается ли о них в художественных произведениях.
Чем больше ответов на проблемные вопросы, тем интереснее маршрут. В свободное время родители идут с ребенком на прогулку и снимают видео на подходящем фоне - у памятника, музея или иного знакового места.
v Затем присылали полученный материал на мою электронную почту для дальнейшего размещения на госпаблике ДОО, где смогут ознакомиться с ней все родители и педагоги.
В основе тематических проблемных вопросов у детей формируются –ценности патриотического воспитания. Они отражают региональный компонент –историю и культуру родного города, таким образом возрастает уровень вовлеченности родителей в воспитательный процесс.
В нашей группе «фотопоиск» проходил в соответствии с тематическим планом
Месяц |
Тема |
Проблемный вопрос |
Направление воспитания |
Февраль |
«Защитники страны»
|
Есть ли в нашем городе памятники, бюсты, стэлы защитникам страны? |
Гражданское воспитание |
Март |
«Великие люди нашего города» |
Есть ли в нашем городе памятники известных людей? Почему они известны |
Патриотическое воспитание |
Апрель |
Животные |
Есть ли в нашем городе памятники животных? |
Экологическое воспитание |
Май |
Эхо войны |
Какой выставочный экспонат напоминает о событиях 1941-1945г.г.? Что в нем особенного? |
Патриотическое и гражданское воспитание |
Июнь |
Дружба народов |
Где можно встретить вместе жителей разной национальности? |
Гражданское воспитание |
После каждой темы «фотопоиска» в нашей группе я организую Бюро находок. Дети рассказывают какую информацию смогли найти, делятся впечатлениями, показывают видеоролики и фотографии.
Чем больше идей предлагают участнику, тем интересней становится обсуждение в группе.
Чтобы постепенно вовлечь всех родителей я публикую опросы в госпаблике ДОО, а затем отмечаю самых активных родителей, ответивших на предложенные вопросы.
В феврале фотопоиск провела семья Киры Аванесъянц, они подготовили не только видеоролик по данной теме, но и оформили газету «Защитники страны».
Наша группа провела семейный марафон по созданию авторской книги. Методические рекомендации по созданию авторской книги были опубликованы в мэссенджере WhatsApp.
Задание состояло из 4 этапов:
1. Придумайте героя. Нарисовать его.
2. Приключение героя.
3. Проблемная ситуация
4. Итог
В рекомендациях были изложены требования по оформлению книги.
Семейный марафон формирует у детей отношение к книге как к эстетическому объекту, поддерживает эмоциональные проявления детей: радость, удовольствие при создании книги.
В нашей группе у детей уже заложено положительное отношение к процессу чтения, так как с помощью книги они могут узнавать что-то новое для себя. Тем самым у дошкольников развиваются познавательные и энциклопедические знания. Знакомство с книгой формирует представление о жанровых композиционных и языковых особенностях жанров литературы: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословицы, небылицы. Чтение книги развивает образность речи и словесное творчество.
В результате проекта «Семейный марафон» по созданию книги повысился уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс. Данная форма работы положительно отразилась на детско-родительских отношениях в семьях.
В марафоне приняли участие: семья Кюрджиева Диониса, семья Королева Алексея, семья Шарипова Руслана, семья Шавликовой Виктории.
Книги получились разными и каждая из них содержательная и интересная.
Работу по семейному марафону планирую продолжить, так как данная технология способствует обеспечению воспитательной среды через совместную деятельность педагогов-детей-родителей, формируя тем самым детско-взрослую общность.