+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Современные образовательные технологии в реализации ФОП ДО ("Маршрут выходного дня" по региональному компоненту)

Автор: Капустина Валентина Валерьевна

Краткое описание работы
В материале представлены результаты проведенной работы по реализации образовательных технологий в рамках ФОП ДО "Маршрут выходного дня" и Фотопоиск. Работа была направлена на привлечение родителей в образовательный процесс. Данная технология способствует обеспечению воспитательной среды через совместную деятельность педагогов-детей-родителей, формируя тем самым детско-взрослую общность.

В рамках реализации Федеральной образовательной программы я использую технологию «Маршрут выходного дня» с целью изучения достопримечательностей и природы родного города, что на сегодняшний день является важным звеном в развитии дошкольника.

Отлично проведённые выходные не только способствуют сплочению группы и всех членов семьи, но и помогают понять ребёнку, как он важен для родителей, формируют его связи с окружающим миром. Для взрослых семейная прогулка является уникальной возможностью не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями регионального компонента, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и бережное отношение к природе.

В рамках проекта я знакомлю детей с родным краем: с историко-культурными национальными и географическими природными особенностями, формирующие у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Критерии разработки маршрута выходного дня:

 - определение логистики маршрута;

 - отбор и обработка познавательного материала, составление перечня вопросов для беседы родителей с ребенком;

- подбор в помощь для родителей литературных произведений для чтения и заучивания с ребенком;

- определение видов детской деятельности, возможность организации которых обусловлена спецификой маршрута (задания для детей и родителей во время прогулки и после прогулки);

- оформление «маршрута выходного дня».

Алгоритм подготовки маршрута выходного дня является одним из важнейших моментов в работе. В первую очередь мы должны определить вид и тему маршрута. Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему, которая является стержнем, объединяющим все объекты в единое целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для детей. Способ маршрута определяется с учетом его вида (пеший, велосипедный).

В качестве объектов маршрута могут быть выбраны: памятные места; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты; экспозиции музеев, галерей, выставок; памятники архитектуры, искусства и многое другое. 

1.    Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
Маршрут № 1. «Архитектура родного города»

Задачи: закрепить знание об архитектуре родного города; познакомить с историей возникновения, именем основателя, древними постройками. Закрепить знание своего адреса.

В результате этой экскурсии дети и родители узнали историю создания курортного парка. Дары Кавказской природы, соединяясь с плодами полуторавекового труда и вдохновения людей создали такое диво, как курортный Ессентукский парк.

Маршрут № 2.  «Природа Ставропольского края»

Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.

Задачи:

Обучающие:

Знакомство с деревьями, растущими на территории парка и их функциями;

Дать первоначальные сведения о карте местности;

Развивающие:

Развитие познавательного интереса ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;

Приобретение детьми опыта исследовательской деятельности;

Развитие мотивации на здоровый образ жизни.

Безопасность: соблюдать правила поведения в природе.

Формировать интерес к деревьям к их специфике сезонного развития, взаимосвязи растений с окружающей средой;

Формировать основы экологического сознания и культуры, развивать любознательность.

Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

Воспитательные: Создавать ситуацию, формирующую чувство ответственности, доброго отношения друг к другу, к природе;

Воспитывать культуру общения;

Расширить кругозор в области изобразительного искусства, научить различным способам изображения деревьев.

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять. 

В процессе экскурсии дети познакомились с разнообразием растительного мира в парке г. Ессентуки. Изучили особенности строения деревьев. 

Маршрут № 3.  «Экологический фактор по оздоровлению людей»

Цель: формировать представление у детей о родном городе как здравнице курорта.

Задачи:

1.формировать первоначальное представление о здоровьесберегающих технологиях, исторически сложившихся в институте механотерапии им. Г. Цандера.

2.Прививать интерес к историко-здоровьесберегающему наследию города-здравницы Ессентуки.

3.Способность к возникновению чувства гордости за архитектурный памятник Механотерапии города-здравницы Ессентуки.

В результате данной экскурсии дети познакомились с историей возникновения института механотерапии им. Г. Цандера. Узнали о разнообразных интересных спортивных снарядах, которые с давних времен используются для оздоровления организма людей.

Внедряя «маршрут выходного дня» в практику, мы должны оказать помощь родителям, которые с данной формой работы сталкиваются впервые.

Помощь может заключаться следующем:

• информирование родителей о «маршрутах выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов и информационно-коммуникационных форм работы;

• получение обратной связи в процессе общения с детьми (обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения);

• вовлечение детей и родителей в создание тематической выставки: оформление фотоотчетов, стенгазет, книжек-малышек, выставок поделок, вернисажей.

• трансляция эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях

Так же мы можем оказать родителям педагогическую поддержку, рассказав:

• об алгоритме проведения совместной прогулки,

• об особенностях выбора объектов природного и социального окружения для наблюдения с детьми,

• об организации разнообразных видов детской деятельности в условиях прогулки.

По итогу пройденного маршрута выходного дня необходимо провести сбор информации и ознакомиться с полученными результатами:

• Выслушать рассказы детей и взрослых, рассмотреть фото и видеоматериалы с прогулки.

• Организовать выставки, провести конкурсы детского творчества, фотовыставки из предоставленного материала.

• Демонстрация презентаций и фотоколлажей на общих родительских собраниях и на сайте детского сада.

• Анализ предложений и пожеланий родителей, педагогов, детей на перспективу.

На занятиях познавательного цикла я также уделяю внимание знакомству с историей Малой Родины. Провела беседы с детьми о пользе Минеральных источников для здоровья, а также о природном разнообразии родного города.

Отношение к своей Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой и изучением достопримечательностей родного города. Это является источником не только материального, но и духовного существования человека. Природоведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре своей Родины и направлена на становление ребенка как личности.

Современная педагогическая технология «ФОТОПОИСК» 

В современной программе в детских садах используют официальный аккаунт в соц.сетях, чтобы информировать родителей об образовательных событиях с детьми и проводить опросы. С помощью госпаблика сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Я предложила родителям вместе с детьми отправится на фотопоиск и решить проблемный вопрос за пределами детского сада.  И разместить ответ в виде фото и видео в соц.сети.

Родители взаимодействуют с ДОО в удобном для них онлайн-формате, проводят больше времени с детьми. Воспитатель реализует региональный компонент в рамках решения задач рабочей программы воспитания. Воспитанники узнают много нового о родном городе и обсуждают «находки» в группе.

Главная задача «фотопоиска» – вовлечь родителей в воспитательный процесс и познакомить дошкольников с историей, культурой и достопримечательностями малой Родины.

«Фотопоиск» –совместная деятельность детей, родителей, педагога, которая позволяет им реализовать творческий потенциал и формирует детско-взрослую общность.

Чтобы организовать фотопоиск, я предложила родителям задание по следующей теме «Защитники страны».

Основные задачи были представлены в месенджере WhatsApp в чате нашей группы.

Я предложила задания: «Найди след Защитников страны» (Есть ли в нашем городе памятники, бюсты, стэллы защитникам страны).

v Сначала семья ищет информацию: есть ли поблизости памятники, музей Защитникам страны, упоминается ли о них в художественных произведениях.

Чем больше ответов на проблемные вопросы, тем интереснее маршрут. В свободное время родители идут с ребенком на прогулку и снимают видео на подходящем фоне - у памятника, музея или иного знакового места.

v Затем присылали полученный материал на мою электронную почту для дальнейшего размещения на госпаблике ДОО, где смогут ознакомиться с ней все родители и педагоги.

В основе тематических проблемных вопросов у детей формируются –ценности патриотического воспитания. Они отражают региональный компонент –историю и культуру родного города, таким образом возрастает уровень вовлеченности родителей в воспитательный процесс.

В нашей группе «фотопоиск» проходил в соответствии с тематическим планом

Месяц

Тема

Проблемный вопрос

Направление воспитания

Февраль

«Защитники страны»

 

Есть ли в нашем городе памятники, бюсты, стэлы защитникам страны?

Гражданское воспитание

Март

«Великие люди нашего города»

Есть ли в нашем городе памятники известных людей? Почему они известны

Патриотическое воспитание

Апрель

Животные

Есть ли в нашем городе памятники животных?

Экологическое воспитание

Май

Эхо войны

Какой выставочный экспонат напоминает о событиях 1941-1945г.г.? Что в нем особенного?

Патриотическое и гражданское воспитание

Июнь

Дружба народов

Где можно встретить вместе жителей разной национальности?

Гражданское воспитание

После каждой темы  «фотопоиска» в нашей группе я организую Бюро находок. Дети рассказывают какую информацию смогли найти, делятся впечатлениями, показывают видеоролики и фотографии.

Чем больше идей предлагают участнику, тем интересней становится  обсуждение в группе.

Чтобы постепенно вовлечь всех родителей я публикую опросы в госпаблике ДОО, а затем отмечаю самых активных родителей, ответивших на предложенные вопросы.   

В феврале фотопоиск провела семья Киры Аванесъянц, они подготовили не только видеоролик по данной теме, но и оформили газету «Защитники страны».

Наша группа провела   семейный марафон по созданию авторской книги. Методические рекомендации по созданию авторской книги  были опубликованы в мэссенджере   WhatsApp.

Задание состояло из 4 этапов:

1.    Придумайте героя. Нарисовать его.

2.    Приключение героя.

3.    Проблемная ситуация

4.    Итог

В рекомендациях были изложены требования по оформлению книги.

Семейный марафон формирует у детей отношение к книге как к эстетическому объекту, поддерживает эмоциональные проявления детей: радость, удовольствие при создании книги.

В нашей группе у детей уже заложено положительное отношение к процессу чтения, так как с помощью книги они могут узнавать что-то новое для себя. Тем самым у дошкольников развиваются познавательные и энциклопедические знания. Знакомство с книгой формирует представление о жанровых композиционных и языковых особенностях жанров литературы: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословицы, небылицы. Чтение книги развивает образность речи и словесное творчество.

В результате проекта «Семейный марафон» по созданию книги повысился уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс. Данная форма работы положительно отразилась на детско-родительских отношениях в семьях.

В марафоне приняли участие: семья Кюрджиева Диониса, семья Королева Алексея, семья Шарипова Руслана, семья Шавликовой Виктории.

Книги получились разными и каждая из них содержательная и   интересная.

Работу по семейному марафону планирую продолжить, так как данная технология способствует обеспечению воспитательной среды  через совместную деятельность педагогов-детей-родителей, формируя тем самым детско-взрослую общность.