+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация "Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Автор: Кудряшова Юлия Владимировна

Краткое описание работы

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время.

Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными предметами становятся причиной пожаров и страшных бед. Почему это происходит? Ответ прост - недостаточная бдительность взрослых, неумение вовремя научить ребёнка правилам безопасного поведения.

Ведь колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к окружающему миру принадлежит нам взрослым: родителям, педагогам. Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру.

«Лучший урок безопасного поведения- это пример окружающих ребёнка взрослых»

Главная задача взрослых — помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; привить детям культуру безопасного поведения.

По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д.

Я в своем выступлении хочу рассказать о: «Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника».

Так как игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в игровой форме.

Формирование основ безопасности  жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. В группе мною оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также тематические папки, плакаты, игрушки, макеты, подборка художественной литературы на тему «Чтобы не было беды!», где собрана детская литература по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения.

При помощи игр решаются следующие задачи:

  Образовательные:

Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.           Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.                 Формировать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.               Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.                                                                                                               Формировать знания о элементарных действиях по тушению очага возгорания.

Развивающие:

Формировать умение реально оценивать возможную опасность.              Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.                             Развивать творческие способности дошкольников.  

Воспитательные:

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.                                     Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.                                                                                                 Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.  

В ходе работы мною использовались театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические и  подвижные,  игры. 

Разнообразные по содержанию и форме игры, вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия в различных ситуациях, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

В ходе использования игровых методов можно решать  следующие функции:
• социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка);
• межнациональная коммуникация (игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни);
• самореализация ребенка в игре (игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостаточность опыта);
• коммуникативная (любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное качество коммуникативных связей);
• диагностическая (игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека);
• игротерапевтическая (игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении);
• коррекционная (игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные);
• развлекательная (игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально).

 Театрализованная игра – это самый распространенный и многогранный вид детского творчества. Ребенку дошкольного возраста она очень доступна, близка, потому что связана с игрой. Воспитательные возможности, которые получает ребенок в театрализованной игре  очень емкие. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Игровые ситуации в воспитательно-образовательном процессе помогают детям получать необходимые знания, концентрироваться на ключевых моментах, анализировать полученную информацию, делать соответствующие выводы. Дети знакомились с требованиями пожарной безопасности, такими как: нельзя оставлять без присмотра печь, электрические приборы, играть  спичками. 

Сюжетно-ролевые игры – это самый любимый вид деятельности дошкольников.  Для того, чтобы организовать сюжетно-ролевые игры мною совместно с детьми и их родителями изготавливались макеты, игрушки,  модели: пожарные машины, огнетушители, газовые и электрические плиты. Все дети в группе с большим удовольствием играли в «Пожарных» придумывая разнообразные сюжеты – «Пожар в доме», «Пожар в лесу», «Спасение попавших в беду» и т.д. Также с помощью наглядных пособий,  таких как «Знаки пожарной безопасности», а также чтения художественных произведений «Старые сказки на новый лад о пожаробезопасности зверят и ребят» дети знакомились с причинами возникновения пожаров, с правилами поведения во время пожара, с профессией пожарного и техникой, с правилами отношения к огнеопасным предметам, со знаками пожарной безопасности.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность:

• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

• учить различать потенциально опасные предметы;

• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый дошкольник и группа в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.  Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от иных форм и средств обучения и воспитания. Одним из средств ознакомления детей с правилами пожарной безопасности являются дидактические игры, которые применялись в процессе моей работы: «Четвертый лишний», «Огонь друг огонь враг», «Если случится беда?», «Что пожарный возьмет с собой для тушения пожара», и др.

Подвижные игры:

Игры-эстафеты

Сюжетные подвижные игры

В подвижных играх в доступной занимательной форме формируется у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, развивается быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, внимание, выдержка; формируется чувство отваги, дисциплинированность, воля и стремление к победе, культура поведения в быту. 

Достоинство игровых методов и приемов обучения в ДОУ заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание. Решение задач, которые поставлены в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

     В обучении детей игра организуется взрослыми. Использование игровых методов при обучении дошкольников требует от воспитателя умения разрабатывать алгоритм действий. Все элементы игры: сюжет, игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение ряда задач. В процессе игры дети получают новые знания, выполняют определенные действия.

 

Главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях через решение следующих задач: - сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей; - познакомить с историей появления электробытовых приборов (утюг, пылесос, стиральная машина и т.д.), учить безопасному обращению с ними; - формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов; формировать правильное отношение к огнеопасным предметам; - познакомить с правилами поведения во время пожара; - выучить важную информацию о себе ( фамилия, имя, домашний адрес, телефон); учить набирать номер МЧС, пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации; - продолжать знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных; - расширять представление детей об охране жизни людей; - формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение; - развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки; - активизировать словарь по данной теме.

В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно и подчас неожиданно меняющихся условиях, наилучшим образом реагировать на них.