+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством тактильного панно

Автор: Аджиева М. А.

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д. является важнейшей составляющей развития общей культуры личности ребенка. Особенно важное значение оно приобретает в самые ранние ступени в развитии ребенка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики  (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В.Запорожец, А.П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е.И. Удальцевой, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе,                        Е.И. Радиной и др. Однако, как отмечалось А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.

М. Монтессори предложила систему «сенсорной гимнастики»,  главная цель в ней учить различать детей цвета и оттенки, формы и величины, различать разные звуки (как гудит шмель, пищит комар, тикают часы, шуршат листья). А.П. Усова и К.П. Сакулина создали систему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является

залогом успешного осуществления разных видов деятельности формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

 Одним из эффективных средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является использование тактильного панно. Тактильное панно – это дидактическое пособие, которое является универсальным средством для решения интегрировано задач из разных образовательных областей. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.

Тактильно - дидактическое панно представляет собой набор плоскостных и объёмных фигур, выполненных аппликационно из разноцветных, разнофактурных тканей. Элементы панно крепятся на экран (прямоугольный мягкий модуль) с помощью липучек, кнопок, пуговиц, шнурков, ленточек.

Тактильно-дидактическое панно позволяет решать задачи речевого и сенсорно- перцептивного развития детей:

 

• развитие тактильных ощущений

• развитие восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);

• формирование представлений о количестве;

• знакомство с цветом;

• развитие общей и мелкой моторики, формирование различных операциональных умений;

• расширение и обогащения словарного запаса,

• развитие художественно - эстетического вкуса детей, любознательности,

• конструктивных способностей

С точки зрения реализации требований ФГОС ДО - это дидактическое панно может быть взаимодополняющим в образовательном процессе с детьми младшего и среднего возраста, так как можно использовать в различных видах деятельности.

Этот материал поможет также создать развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с требованиями технологии «Группового сбора», используя как закрепляющий материал, вызывая больший интерес у детей, так как они самостоятельно составляют сюжетную картинку соответствующей теме, дающую право детям выбирать нужную, по их мнению, атрибутику.

Используя это панно, можно решать задачи из разных образовательных областей, организуя различные виды детской деятельности (познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную, музыкально-художественной, игровую, театрализованную). Этот яркий увлекательный материал может быть применен как наглядный, так и раздаточный. Через интеграцию различных видов деятельности данное пособие позволяет решать задачи образовательного процесса непосредственно и ненавязчиво.

Панно удобно в использовании, его мы применяем в образовательном процессе в режимных моментах, при проведении индивидуальной работы с детьми, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Тактильно-дидактическое панно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми, в том числе с ОВЗ, а также служит прекрасным интерьером для групповой комнаты. Варианты использования тактильно-дидактического панно разнообразны. Служит отличной альтернативой дорогостоящим бизибордам.

 

 

Библиографический список:

1.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение,1978г.

2.Поддьяков Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение,1981г.

3.Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр, 2020.