Консультация для педагогов "Основная деятельность воспитателя по работе с неблагополучными семьями
Автор: Лысова Любовь Александровна
Консультация для педагогов
Тема: «Основная деятельность воспитателя по работе с неблагополучными семьями»
В своей деятельности воспитатель должен руководствоваться Положением об организации работы по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, данное положение разработанно в целях реализации Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона № 124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» и иных действующих законодательных актов Российской Федерации и Республики Коми
Основная цель деятельности по работе с неблагополучными семьями.
- проведение работы по профилактике социального сиротства, правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних;
- защита законных прав и интересов несовершеннолетних;
- оказание своевременной, квалифицированной и всесторонней помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально - опасном положении;
Поэтому главная цель работы состоит в выявление, устранении факторов неблагополучия в семье и оказание адресной помощи.
Неблагополучные семьи. Какие они?
Критерии определения данных семей.
· Неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних:
- не обеспечивают посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (пропуски без уважительной причины);
- не заботятся о состоянии здоровья ребенка (не соблюдают календарь прививок, не обеспечивают лечение ребенка во время болезни, профилактический осмотр ребенка узкими специалистами);
- не обеспечивают ребенка ежедневным питанием, одеждой и обувью по возрасту и сезону;
· Жестокое обращение с детьми:
- психическое насилие над детьми (оскорбление и унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка), физическое насилие над детьми (побои, истязания, нанесение физических повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям физического и психического здоровья или отставанию в развитии и даже к смерти ребенка);
- покушение на половую неприкосновенность детей (вовлечение ребенка в действия сексуального характера);
· Злоупотребление родителями спиртными напитками, употребление наркотических средств и (или) психотропных средств без назначения врача;
· Бродяжничество родителей. Отсутствие места жительства семьи, антисанитарные условия проживания и быта;
· Нежелание родителей работать и вставать на учет в ЦЗН;
· Привлечение к уголовной и (или) административной ответственности, освобождение из мест лишения свободы;
· Факт лишения родительских прав в отношении предыдущих детей.
Работу с семьями проводиться в несколько этапов:
1этап диагностический: его цель - осознанием сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Этот этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации: жалобы педагога, родителей или самих детей.
Поисковый этап – сбор необходимый информации о путях и способах решения выявленной проблеме в конкретной семье.
Есть поговорка: «Можете привести лошадь к воде, но не заставите ее пить» так и родитель если не желает осознать той или иной проблемы, он не захочет не чего менять не в своей жизни не в собственной семье,
Еще одна притча: тонет в местном озере мужчина, все сельчане собрались вокруг озера. Кто-то протягивает руку, кто-то веревку, все на перебой кричат «Дай, дай руку» мимо проходил мальчик , увидел эту картину и говорит Это, очень жадный человек, этак он у вас утонет, надо кричать На, на руку. Поиск подходов дело тонкое.,очень важно найти индивидуальный подход к каждой семье.
Поэтому особую значимость приобретает (консультативный) этап цель его- установления доверительных отношений с родителями, налаживание конструктивного взаимодействия, оказание помощи родителям в освоение профессии «родитель»
Этот этап прорабатывается через посещении семьи, инд. беседы-консуьтации, тренинги, вовлечение родителей в детскую деятельность, плановые беседы, и беседы по запросу, семейные проекты
3этап. Рефлексивный здесь происходит осмысление результатов деятельности по решению той или иной проблемы и мы очень рады, когда работа привела к созданию спокойной и доброжелательной атмосферы в семье, произошло переосмысливания роли и позиции родителей
Хочу закончить свою консультацию стихотворением А. Вознесенского.
В жизни можно по-разному жить
В горе можно и в радости
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости
А можно и так
На рассвете встать
И, помышляя о чуде
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.
Дарите заботу, творите добро, будьте счастливы в своих семьях.