Личностно-ориентированные технологии в ДОУ
Автор: Васюкова Ольга Владимировна
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения.
Личностно-ориентированное образование - это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Методы, подходы личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
➢ возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
➢ образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку;
➢ выделение групп детей по знаниям, способностям;
➢ распределение воспитанников по однородным группам, способностям;
➢ отношение к каждому ребенку как к уникальной индивидуальности.
Образовательный процесс направлен на:
➢ребенка, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень обученности, способности;
➢усвоение знаний;
➢развитие познавательных способностей;
➢развитие творческих спасобностей.
С этой целью:
➢ разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское мышление;
➢ организуются групповые занятия на основе диалога и имитационных игр;
➢ учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими детьми.
Функция педагога:
➢ педагог как собеседник (функция эмоциональной поддержки);
➢ педагог как исследователь (исследовательская функция);
➢ педагог как человек, создающий условия для учения ;
➢ педагог как эксперт (экспертная, консультативная функция).
Задания, которые можно использовать:
➢ задания на создание возможностей для самоопределения;
➢ задания на «включение» самореализации;
➢ задания, ориентированные на совместное развитие дошкольников.
Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:
1. Построение организационного момента к НОД в целом или к конкретному заданию.
При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно). Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.
2. Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи.
Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов. Данный вид деятельности используется мной при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности.
3. Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей.
Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей. Например, при составлении коррекционно-логопедического маршрута для работы, необходимо коллективное решение творческих задач (анализ).
Основные особенности личностно-ориентированного занятия.
➢ конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования;
➢ продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей;
➢ проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития;
➢ предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
➢ поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями;
➢ стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний;
➢ стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка;
➢ привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире;
➢ использование личного опыта каждого ребенка;
➢ создание по ходу занятия «трудных ситуаций» как возможностей применить новые знания;
➢ продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей. Рекомендации к подготовке личностно-ориентированного занятия.
Разработка гибкого плана включает:
➢ определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия;
➢ подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявить индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания;
➢ планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
➢ выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий);
➢ планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:
а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;
б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом - самооценка (для старших дошкольников)
Таким образом, осуществить личностно-ориентированный подход к образовательной деятельности в ДОУ может только по настоящему любящий детей педагог, являющийся сам личностью и способный творчески преобразовывать предметно-развивающую среду с целью создания условий для развития каждого отдельного ребёнка, как субъекта познания и деятельности.