+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Личностно-ориентированные технологии в ДОУ

Автор: Васюкова Ольга Владимировна

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения.

 Личностно-ориентированное образование - это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

 Методы, подходы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку;

выделение групп детей по знаниям, способностям;

распределение воспитанников по однородным группам, способностям;

отношение к каждому ребенку как к уникальной индивидуальности.

Образовательный процесс направлен на:

ребенка, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень обученности, способности;

усвоение знаний;

развитие познавательных способностей;

развитие творческих спасобностей.

С этой целью:

разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское мышление;

организуются групповые занятия на основе диалога и имитационных игр;

учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими детьми.

Функция педагога:

педагог как собеседник (функция эмоциональной поддержки);

педагог как исследователь (исследовательская функция);

педагог как человек, создающий условия для учения ;

педагог как эксперт (экспертная, консультативная функция).

Задания, которые можно использовать:

задания на создание возможностей для самоопределения;

задания на «включение» самореализации;

задания, ориентированные на совместное развитие дошкольников.

Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:

 1. Построение организационного момента к НОД в целом или к конкретному заданию.

При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно). Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.

2. Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи.

Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов. Данный вид деятельности используется мной при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности.

3. Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей.

Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей. Например, при составлении коррекционно-логопедического маршрута для работы, необходимо коллективное решение творческих задач (анализ).

Основные особенности личностно-ориентированного занятия.

конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования;

продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей;

проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития;

предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;

поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями;

стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний;

стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка;

привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире;

использование личного опыта каждого ребенка;

создание по ходу занятия «трудных ситуаций» как возможностей применить новые знания;

продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей. Рекомендации к подготовке личностно-ориентированного занятия.

Разработка гибкого плана включает:

определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия;

подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявить индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания;

планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);

выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий);

планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:

а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;

б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом - самооценка (для старших дошкольников)

Таким образом, осуществить личностно-ориентированный подход к образовательной деятельности в ДОУ может только по настоящему любящий детей педагог, являющийся сам личностью и способный творчески преобразовывать предметно-развивающую среду с целью создания условий для развития каждого отдельного ребёнка, как субъекта познания и деятельности.