+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Вредные привычки у детей "Почему дети кусаются?

Автор: Мадасова Рада Альбертовна

Привычка кусаться - очень распространенная проблема у детей, начиная с полугодовалого возраста вплоть до младшего возраста. Обычно ребенок начинает кусать грудь кормящей его мамы, если ему недостаточно молока или если молоко туго идёт. У детей двух - трёхлетнего возраста пристрастие к укусам может проявиться уже как один из социальных навыков. Таким образом, ребенок старается ответить на обиды ровесникам-он не просто дерётся, он царапается и кусается; или же привлечь к себе внимание взрослых. Во время активной игры со сверстниками укус может быть следствием перевозбуждения или стресса ( у малыша забрали игрушку, или смеются над ним, или игнорируют в кругу других детей ). Кусая же взрослых, ребенок привлекает к себе внимание - в таком возрасте ему ещё всё равно, привлекать ли положительные или отрицательные эмоции родителей, ему просто необходимо быть в центре внимания. Это не означает, что у ребенка имеется некий дефект развития - к поступлению в садик большинство деток уже учатся выражать свои чувства более признанными в обществе способами. Иногда в привычке ребенка кусаться косвенно виноваты родители. Во время игры с малышом аккуратно покусывая его пальчики, пяточки, вы показываете ему, что укус - то средство выразить свою любовь, и в последствии он будет кусать вас и других детей, испытывая даже положительные эмоции. Если ваш ребенок начал кусаться, постарайтесь уделить ему больше внимания, и спокойно расскажите ему, как вам больно, неприятно и обидно от его укусов. Более сложная ситуация может возникнуть, если ребенок кусается в детском коллективе. Зачастую воспитатель в группе не успевает уследить за маленькими " грызунами", или ещё усугубляют ситуацию, сильно наказывая детей за такое проявление эмоций. Если на вашего ребенка часто поступают жалобы от воспитателей и других родителей - начните с беседы с ребенком. Постарайтесь выяснить причины такого поведения. Постарайтесь на какое-то время сократить срок пребывания ребенка в садике, забирайте его с полудня, хотя бы несколько дней. Возможно, это резко сократит количество споров и ссор с другими детками, и стресс малыша развеется за счёт большего по времени спокойного пребывания дома с близкими. Помимо слишком напряжённого графика или конфликта в коллективе, причиной может стать и домашний стресс, например, если у ребенка появился братик или сестричка, если родители ссорятся или разошлись, если одинокая ранее мама (папа ) вышла замуж ( женился )во второй раз и в доме появился приемный папа, чужой ещё пока малышу человек. Постарайтесь отследить источник стресса ребенка, общайтесь с ним на равных как можно чаще, объясняете, почему больно и обидно, когда тебя кусают, хвалите за каждый раз, когда он мог кого-то укусить ( равно  как и поцарапать, ударить, лягнуть ) и не кусал. Если вашего малыша кусают в группе ясель или детского сада - постарайтесь выяснить обстановку в группе. Если он слишком робок и застенчив с другими детьми и поэтому является объектом нападок-подумайте, не выбрать ли меньший коллектив, где застенчивому ребёнку будет проще войти в контакт с однокашниками. Возможно, вы отдали ребенка в более старшую по возрасту группу?  Год разницы в садике - это очень большая возрастная дистанция, ребенок может стесняться и опасаться более старших детей. Бывает же, что объектом укусов становится не застенчивый, а напротив слишком активный или агрессивный ребёнок - в таком случае опять же постарайтесь выяснить, по какой причине ваш малыш так провоцирует других детей. Что касается " ключевых слов", которыми может воспользоваться взрослый, чтобы прекратить нежелательное поведение ребенка, то вряд ли они существуют. Однако,если целенаправленно обучать детей владению словом, то кусание и правда пойдет на убыль. При систематическом обучении дети обычно неплохо осваивают умение называть свои чувства и причины недовольства, что постепенно переводит непосредственную оральную активность в вербальную. Покаде детине умеют хорошо говорить, взрослым придется догадываться о возникновении дискомфорта и вовремя помогать малышам снижать напряжение, не доводя ситуацию до того, что они будут пытаться решать её самостоятельно с помощью кусания.

Если появление проблемы с кусанием совпало с началом посещения детского дошкольного учреждения, то кроме вышеуказанных причин, пусковым механизмом такого поведения могут стать : пример других воспитанникам детского сада; смена привычной обстановки ( как защитная реакция ); необходимость отстоять свою территорию и интересы; сложности в построении отношений с другими детьми или воспитателем; потребность привлечь внимание родителей или воспитателя в случае неэффективности привычных способов ( например, крика или плача ); переутомление от  пребывания в новой шумной обстановке и большом детском коллективе. Узнав самостоятельно или поинтересовавшись у воспитателя  об особенностях и условиях ситуаций, в которых ребенок начинает кусаться, можно более точно определиться с причинами в каждом конкретном случае. Все возможные попытки избавиться от детской " кусачести" не всегда дают действенный результат с первого раза. Повторяя постоянно одно и то же, вы даёте ребёнку понять, что  кусаться - это плохо всегда и при любых обстоятельствах. Понять маленького ребёнка и мотивы его поведения не всегда просто даже любящим родителям. Но забота, внимание и интерес к жизни малыша помогают установить с ним доверительные отношения, в которых ребёнку не придётся самому справляться со своими проблемами или привлекать внимание нестандартными и недопустимыми способами. Я верю, что у вас получиться отучить ребенка от столь плохой привычки. Успехов вам!