Теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников с нарушениями речи
Автор: Власова Виктория Ивановна
В статье рассматриваются точки зрения авторов на проблему организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи. Автор рассматривает особенности реализации метода проектов с обучающимися в младших классах.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) на первый план выдвигаются цели развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества.
В современном образовании происходит переориентация целей с формирования знаний, умений и навыков на развитие у обучающихся самостоятельности, способности к самоорганизации, к созидательной деятельности, готовности к сотрудничеству и диалогу. Задача общества воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Это является целью и основным результатом образования младших школьников.
В новых ФГОС НОО большое внимание уделяется именно проектной деятельности как методу, позволяющему формировать у младшего школьника умение учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков младших школьников, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для вовлечение обучающихся в проектную деятельность, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают предпосылки для формирования высоко моральной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.
Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, открывает основу для дальнейшего формирования его личности. Однако формирование личности ребенка идет разными путями в зависимости от того, с какой мерой готовности к школьному обучению приходит ребенок и от системы тех педагогических воздействий, которые он получает. Весь процесс обучения необходимо выстраивать на основе анализа вышеуказанных возрастных особенностей.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Кроме того, она позволяет развивать и совершенствовать коммуникативные навыки младших школьников с нарушениями речи: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Проектная деятельность отличается мозаичной природой, складываясь из действий, являющихся фрагментами других видов деятельности. Благодаря этому развивающий потенциал участия в проектной деятельности возрастает из-за возможности и необходимости освоения дополнительных видов и форм активности на каждом из этапов реализации проекта. Речь идет о диагностических, прогностических, оценочных действиях; о разнообразных формах и видах мыслительных и практических процедур, связанных с планированием, сопровождением, поддержкой, управлением, экспертизой.
В педагогической литературе выделано несколько подходов к выделению этапов проектирования. Этапы предполагают приближение разработки предстоящей деятельности от общей идеи к детально описанным конкретным действиям.
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Сущность педагогического проектирования заключается в создании образа предстоящей деятельности, возможно даже несколько вариантов образов, что ведет к прогнозированию результатов этой деятельности. Проектирование педагогического процесса может быть использовано педагогом в любом виде творческой деятельности для совершенствования педагогического процесса. Проектирование как вид педагогической деятельности представляет собой функциональный компонент, отражающий творческую деятельность педагога, направленную на совершенствование учебно-воспитательного процесса, что позволяет сделать указанный процесс технологичным.
Сущность педагогического проектирования заключается в создании образа предстоящей деятельности, возможно даже несколько вариантов образов, что ведет к прогнозированию результатов этой деятельности. Проектирование педагогического процесса может быть использовано педагогом в любом виде творческой деятельности для совершенствования педагогического процесса. Проектирование как вид педагогической деятельности представляет собой функциональный компонент, отражающий творческую деятельность педагога, направленную на совершенствование учебно-воспитательного процесса, что позволяет сделать указанный процесс технологичным.
Одним из наиболее эффективных способов развития познавательной самостоятельности обучающихся является использование проектной деятельности. Проектные технологии могут эффективно использоваться, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а дополняя и расширяя ее. Проектная деятельность в начальной школе – это совместный труд учителя и учащихся, учащихся и родителей. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при определении темы рекомендуется опираться на содержание учебных предметов или близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Организация проектной деятельности понимается как процесс приведения деятельности учащихся из дифференцированных частей в определенную целостную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этой деятельности с учетом конкретных условий. При организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста необходим творческий подход двух субъектов этой личностно-ориентированной деятельности – ребенка и педагога.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется совместный исследовательский поиск, сотворчество детей и взрослых, которое предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к сотворчеству постепенно: от наблюдения за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, и наконец, к сотрудничеству в проектной деятельности.
Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:
– исследовательские компетенции (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
– компетенции социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
– оценочные компетенции (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
– информационные компетенции (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
– презентационные компетенции (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
– рефлексивные компетенции (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют: готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей; готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости); владение коммуникативными навыками, толерантностью; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Эффективность использования технологии проектной деятельности в работе с младшими школьниками с нарушениями речи зависит от учета возрастных особенностей учащихся и особенностей психологического развития.
У младших школьников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности. Все это следует учитывать при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
При использовании проектной технологии происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Технологии проектирования так же позволяют решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:
– расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;
– совершенствовать звуковую сторону речи;
– развить способность к словотворчеству;
– формировать личностные качества ребенка;
– развить коммуникативные навыки
Таким образом, проектный метод становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Проектирование дает возможность младшему школьнику с нарушениями речи экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Компетенции, которые приобретаются обучающимися указанной категории в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. Также в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, младшие школьники с нарушениями речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Список использованных источников
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2007. – 526 с.
2. Бондарев П. Б., Курочкина В. Е. Проектная деятельность учителя : учебное пособие / под ред. П. Б. Бондарева. – Краснодар. : Из-во гимназии №71, 2002. – 85 с.
3. Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И.Н. Бухтиярова // Школьные технологии. - 2001. - №2. - С. 108-114.
4. Васильев, В. Проектная исследовательская технология. Развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. - 2000. - №9. - С. 177-180.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: Собрание сочинений / Л.С. Выготский, В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 671 с.
6. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. – № 4. – С.13–15.
7. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.