Педагогическая мораль
Автор: Асадуллина Гульнара Ринатовна
В процессе воспитания личности очень важное значение отводится системе ее нравственного формирования. Люди, представлены членами социума, их объединяют множественные общественные и личные связи, которые требуют определенной организации и согласованности их деятельности, с другими членами социума, наряду с соблюдением определенных норм, правил и требований. Этим обусловлена выработка в рамках каждого общества множества различных средств, направленных на регуляцию человеческого поведения в процессе жизнедеятельности.
В процессе воспитания личности очень важное значение отводится системе ее нравственного формирования. Люди, представлены членами социума, их объединяют множественные общественные и личные связи, которые требуют определенной организации и согласованности их деятельности, с другими членами социума, наряду с соблюдением определенных норм, правил и требований. Этим обусловлена выработка в рамках каждого общества множества различных средств, направленных на регуляцию человеческого поведения в процессе жизнедеятельности.
Д.Н. Ушаковым, дается следующее определение значению слова мораль: « Нравственное учение, свод нравственных и этических правил» .
В.И. Даль, определил мораль как производную от фр. нравственное ученье, правила для совести и воли, нравственные, моральные истины .
Нормы нравственности и морали, не обладают обязательным характером, уровень соответствия им зависит от особенностей личности. При нарушении моральных правил и норм, представители общества, могут воздействовать на него посредством силы общественного мнения: упреков, морального порицания, общественного осуждения.
Согласно А.А. Петровой соблюдение норм морали и права основано на личностной сознательности, а не на принуждении, на степени личностного восприятия непосредственно этих норм и целесообразности их соблюдения. Автором отмечается, что в философской этике выделены нравственные категории добра и зла. Соответствие моральным требованиям, с их поддержкой личностью, относится к категории «добро», а несоответствие им, с отступлением, относится к категории «зло». А.А. Петровой выделено, что посредством восприятия норм общественной морали личность побуждается к соответствию им, с совершенствованием своего поведения, что по сути, представляет процесс ее морального развития.
Важность представляют характерные особенности нравственности и ее содержательный компонент. Развитие морального облика личности, поддерживается общественным мнением, нравственными обычаями, привычками и традициями, принятыми в рамках определенного общества.
Особенности педагогической морали
Педагогическая мораль представляет систему содержательных нормативных суждений, которые выражают систему определенных требований к деятельности педагога. При анализе содержательного компонента педагогической морали, следует выделить нравственно-педагогические обобщения, системой которых формируются положения морали.
Морально-педагогические требования, которые различаются между собой по степени выраженности обобщений (от обобщенных педагогических до конкретизированных), подразделяются на: «нормы», «принципы», «обычаи», «правила» .
Согласно Л.В. Пятилетовой нормы педагогической морали — применяются с целью обозначения комплекса норм морали педагога; нравственно-педагогического сознания — с целью обозначения понятий более широкого содержания, которые включают систему нравственных чувств, и оценочных суждений, с теоретическим осмыслением педагогической морали.
Морально-педагогической практикой обозначается реальное поведение педагога, практика нравственно-педагогических отношений, которые рассматриваются с точки зрения их соответствия педагогической морали; структура нравственно-педагогического отношения рассматривается в виде системы человеческой деятельности, которая включает комплекс требований моральных, с их практическим воплощением в жизнь, и практику.
Н.М. Борытко, принцип педагогической морали определяется в виде обобщенного общего требования, посредством которого выражается основное направление педагогического поведения в отношении определенного объекта, в качестве которого могут выступать: педагогический труд, общество, обучающиеся, классный, школьный коллектив, родители обучающихся, педагогический коллектив, администрация учебного заведения, непосредственно педагог по отношению к самому себе.
У принципов педагогической морали автором отмечаются как сильные, так и слабые стороны, которыми они преобразуются в необходимость, но при этом подчеркивается их недостаточность для осуществления моральной регуляции поведения педагога.
Норма педагогической морали, представляет собой обобщенное содержательное требование к педагогическому поведению относительно участников учебно-воспитательного процесса, справедливому в различных ситуациях и обстоятельствах. У норм педагогической морали отмечается различная степень обобщения, в соответствии с этим выделяются: общая и частная нравственно-педагогическая нормы.
При этом под общей нормой педагогической морали подразумевается более широкое требование, посредством которого реализуется обобщение большого круга реальных педагогических отношений. Она выполняет роль регулятора наиболее высокой степени обобщения, но для осуществления морального регулирования ее может быть недостаточно.
Правило педагогической морали, рассматривается автором в виде конкретного требования к форме педагогического поведения в процессе осуществления профессиональной деятельности относительно участников педагогического процесса, чем в совокупности раскрывается содержательный компонент педагогической нормы определённого рода.
В.М. Гребенниковой, В.В. Дорошенко морально-педагогический обычай определяется в виде исторически сложившейся в рамках педагогического процесса конкретной формы поведения педагога, или отношения других педагогов применительно к определенному педагогу. Морально-педагогический обычай касается определенной формы поведения педагога.
Следует отметить что, если в основе морально-педагогического обычая лежит целесообразность, видоизменяющаяся с течением времени, непосредственно обычай сохраняется в виде традиционной символической поведенческой формы, неся отпечаток ее первоначальной целесообразности.
Важно отметить, что некоторые моральные нормы и обычаи не соответствуют развитию современного общества и являются устаревшими, что увеличивает важность тщательного продумывания и планирования педагогического процесса .
Таким образом, нравственные требования общества находятся в зависимости от развития личности, которая выступает не только в виде хранителя и субъекта прогресса морали. Нравственность личности основывается не только на моральной сознательности, уровень ее развития увеличивается посредством развития навыков применения моральных норм и правил, с их преобразованием в привычные способы деятельности и поведения.
Посредством системы требований педагогической морали отражается динамика общественной жизнедеятельности с развитием всех компонентов педагогической системы, при усложнении педагогической деятельности, характерным является ее обогащение новыми нормами. Педагогическая мораль представлена выражением педагогического профессионального долга, нравственных обязанностей педагога перед обществом, образовательным процессом, своим коллективом. Эта система требований педагогом принимается добровольно, с выбором профессии.
При соответствии поведения педагога в процессе трудовой деятельности требованиям педагогической морали, она представляет собой выражение добра и справедливости.
Педагогическая мораль представлена в виде системы нравственных требований, которые предъявляются к педагогу в его отношении к профессии, общественным нормам, к участникам учебно- воспитательного процесса.
Положения педагогической морали достаточно эффективно могут регулировать поведение педагога только в случае, обеспечения внутренней согласованности системы ее требований, если принципами, общими и частными нормами, правилами и обычаями представлено единое целое, а системой требований достаточно адекватно отражены общественные и педагогические потребности.
Следует заметить, что у педагогической морали при всей ее устойчивости отсутствует замкнутость, ее характеризуют открытость и динамичность, это обусловлено тем, что по сути, нравственно-педагогическое отражение подвижным не быть не может, им учитываются не только глубокие перемены в педагогическом процессе, но и все изменения в его структуре, которые обосновывают сами нормы, и их практическое применение.
Педагогическая мораль таким образом, является регулятором поведения педагога в процессе реализации им профессиональной деятельности. Систему требований педагогической морали представляет выражение профессионального педагогического долга педагога, нравственных обязанностей перед педагогическим коллективом, обществом, непосредственно самим собой.