+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahvospitatelya.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников

Автор: Квитко Ольга Анатольевна

Доклад к семинару на тему:

«Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников»

Воспитатель: Квитко О.А.

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

Традиционно литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

Сказка – одна из самых древних распространённых форм драматического исполнения. Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает целым комплексом приемов: он помогает себе мимикой, жестами, движениями, интонацией, паузами. И чем талантливей рассказчик, тем живее, эмоциональнее, выразительное его исполнение, тем разнообразнее его приемы.

Занимаясь с детьми, главной целью считаем, развитие их творческих способностей средствами театрального искусства. Театральная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, пробуждает к созданию новых образов. Наша задача учить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать, сопереживать, развивать его творческие способности и воображение, открыть перед ним тайны музыки, слова, движения.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.

Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Почему же сказка и театральная деятельность так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, объединения себя с персонажем. Посредством ненавязчивых  образов сказка предлагает ребенку выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веру в себя.

Сама сказка провоцирует созданию театральной деятельности с детьми дошкольного возраста. Важнейшим в театрализации является процесс репетиции, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль. Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные занятия сохранили непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Сам театр дает детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности. Сохраняя принцип импровизации, мы сознательно делаем наши спектакли менее театральными, менее зрелищными, чем постановки целиком подготовленные взрослыми, в которых творчество детей сведено к нулю. Мы избегаем назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаем, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому стремимся помочь раскрыть свои способности.

Чтобы помочь детям наиболее ярко вжиться в образы сказочных героев, привлекаем родителей на помощь. Родители охотно готовят костюмы, декорации, пригласительные билеты. С большой ответственностью и желанием родители участвуют в спектаклях, где они могут сыграть небольшие роли вместе со своим ребенком.

 Занимаясь с детьми  театром мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной, наполнить ее  яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Вывод:

С помощью театральной деятельности  мы воспитываем у детей :

  • Волю — сложное и многогранное качество личности.
  • Веру в себя — умение противостоять неудачам.
  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность — умение держать слово.
  • Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
  • Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
  • Доброту и честность.

С помощью сказки  и театральной деятельности мы развиваем у ребёнка:

  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к учебе;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • мимику лица и жесты;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора.