Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников
Автор: Квитко Ольга Анатольевна
Доклад к семинару на тему:
«Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников»
Воспитатель: Квитко О.А.
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
Традиционно литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Сказка – одна из самых древних распространённых форм драматического исполнения. Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает целым комплексом приемов: он помогает себе мимикой, жестами, движениями, интонацией, паузами. И чем талантливей рассказчик, тем живее, эмоциональнее, выразительное его исполнение, тем разнообразнее его приемы.
Занимаясь с детьми, главной целью считаем, развитие их творческих способностей средствами театрального искусства. Театральная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, пробуждает к созданию новых образов. Наша задача учить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать, сопереживать, развивать его творческие способности и воображение, открыть перед ним тайны музыки, слова, движения.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
Почему же сказка и театральная деятельность так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, объединения себя с персонажем. Посредством ненавязчивых образов сказка предлагает ребенку выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веру в себя.
Сама сказка провоцирует созданию театральной деятельности с детьми дошкольного возраста. Важнейшим в театрализации является процесс репетиции, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль. Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные занятия сохранили непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Сам театр дает детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности. Сохраняя принцип импровизации, мы сознательно делаем наши спектакли менее театральными, менее зрелищными, чем постановки целиком подготовленные взрослыми, в которых творчество детей сведено к нулю. Мы избегаем назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаем, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому стремимся помочь раскрыть свои способности.
Чтобы помочь детям наиболее ярко вжиться в образы сказочных героев, привлекаем родителей на помощь. Родители охотно готовят костюмы, декорации, пригласительные билеты. С большой ответственностью и желанием родители участвуют в спектаклях, где они могут сыграть небольшие роли вместе со своим ребенком.
Занимаясь с детьми театром мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Вывод:
С помощью театральной деятельности мы воспитываем у детей :
- Волю — сложное и многогранное качество личности.
- Веру в себя — умение противостоять неудачам.
- Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
- Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
- Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
- Обязательность — умение держать слово.
- Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
- Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
- Доброту и честность.
С помощью сказки и театральной деятельности мы развиваем у ребёнка:
- умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать, сопоставлять;
- умение мыслить словами;
- связную речь;
- интерес к учебе;
- мышление;
- внимание;
- память;
- воображение;
- мимику лица и жесты;
- эстетические чувства;
- чувство юмора.