Изобразительная деятельность с детьми аутистами
Автор: Воробьева Валентина Владимировна
У детей-аутистов свой особый замкнутый мир, проникнуть в который взрослым людям достаточно сложно. У аутичных детей очень мало возможностей для самовыражения, для развития умственных и творческих способностей. Так как им трудно найти свое место в социуме, развитие аутичных детей ограничено семейным кругом и спецшколой, где нет достаточного уровня образования, недостаточно педагогов и литературы. Аутизм еще мало изучен в нашей стране, родители не могут получить необходимые рекомендации для домашних занятий. На фоне такой сложной ситуации - рисование становится важнейшим, и доступным методом развития аутичного ребенка.
Рисование с аутистами - это не вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый игровой метод обучения. Использование этого метода возможно только после того, как налажен эмоциональный контакт между взрослым и аутичным ребенком. Кроме того, очень важен тактильный контакт, так как при работе с глубокими аутистами используется метод «рука в руке», подразумевающий тесное взаимодействие. Некоторым аутичным детям необходимо создавать положительный эмоциональный настрой не только похвалами и ласковыми словами, но и поглаживаниями по ручкам и по голове. Рукам аутистов присущи размашистые, напряженные движения, а легкие поглаживания расслабляют мышцы кисти, руки становятся более послушные. Здесь важна личность педагога, особый подход, принятие и желание понять ребенка, не такого как все. Так как аутичные дети избирательны и ограничены в общении, радость от сотворчества с человеком не из семейного круга положительно влияет на психическое состояние ребенка.
Метод совместного рисования предоставляет новые возможности для развития ребенка.
1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям.
2. Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства с окружающим миром. В процессе рисования можно уточнить, какие у ребенка уже есть представления, так как обычными способами очень трудно диагностировать знания ребенка.
3. Обогащение уже существующих представлений об окружающем мире, путем рисования новых сюжетов, добавления деталей. Главным успехом такой работы станет перенос этих знаний в реальную жизнь, это показатель, что ребенок усвоил материалы и применяет их.
4. Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации. Все, что происходит на бумаге, педагог обязательно проговаривает вслух - это эмоциональный комментарий. Он позволяет расширить словарный запас ребенка, стимулирует развитие активной речи. Педагог может специально создавать ситуации, где ребенок почувствует необходимость высказаться.
5. Метод совместного рисования дает возможности терапевтической работы. Можно рисовать сюжеты из жизни, где ребенок испытывает затруднения, затем пути исправления трудных для ребенка ситуаций. Очень важен эмоциональный подъем, хорошее настроение ребенка во время занятий. Положительные эмоции благотворно влияют на развитие психики ребенка.